Недалеко от центра Пензы существует отдельный цыганский поселок на 80-100 домов. Официально такого территориального образования не существует, но в городе все знают, что цыгане живут именно там. Но пензенцы почти никогда с ними не сталкиваются. «Они все вместе там, никогда не вылезают особо в город», — рассказал мне водитель маршрутки, которая проезжает мимо этого поселка. По его словам, к нему в машину очень редко садятся цыгане.
Небольшая часть Октябрьского района Пензы между двумя широкими проспектами, где находится поселок цыган, отделена от внешнего мира футбольным стадионом с одной стороны и железной дорогой с другой. Эта территория, в свою очередь, делится на несколько участков: помимо поселка цыган здесь обычный пензенский жилой квартал, самый большой в городе торговый центр и магазин «Леруа Мерлен».
Границу между жилым кварталом и домами цыган сложно не заметить. Все цыгане на улице, а те, кто в домах, выглядывают из окон. Меня они замечают тоже. «Что ищешь, дорогой?», — слышу я, не успев пройти и 50 метров вглубь поселка. Объясняю, что ищу цыган из Чемодановки — информация о том, куда их оттуда увезли на автобусах, противоречива. «Нет, тут из Чемодановки никого нет, — отвечает мне отец семейства, которое, судя по всему, в полном составе сидит на крыльце своего дома. — Они вообще другие цыгане, к нам не имеют отношения. Да мы их вообще в глаза почти никогда не видели».
Выясняется, что в Чемодановке и соседнем поселке Лопатки жили русские цыгане. Живущие в Пензе относятся к ним с пренебрежением. «Там русские цыгане живут, они могут и украсть, и наркотиками торговать, и все остальное, — рассказывают мне другие члены семейства, — Вы нас к ним не причисляйте». По словам местных цыган, о том, куда увезли цыган из Чемодановки и Лопаток, им неизвестно.
Когда достаю телефон, чтобы сфотографировать их, меня резко останавливают. «Не надо нас снимать, зачем? Ты нас видишь, мы тебя видим, этого достаточно», — объясняют они мне. Подбежавшие дети, кажется, не против сфотографироваться, но родители им запрещают. Сделать какие-то снимки незаметно невозможно — пока прохожу по улицам цыган, за мной очень пристально следят.
Еще через 100 метров женщина в длинном платье и с младенцем на руках спрашивает: «Что-то подсказать?». Интересуюсь, слышала ли она о событиях в Чемодановке. «Да все тут слышали, — говорит она, а в это время к нам снова подбегают дети, которые хотят на меня посмотреть. — У нас же телевизоры у всех есть, мы смотрим. Но на нашей жизни это никак не сказалось, как жили, так и живем. Все тут знают, что мы другие».
Подробности своей жизни местные цыгане раскрывать не хотят, про чемодановских они говорят гораздо охотнее. На выходе из цыганского поселка встречаю русского мужчину Дмитрия, который чинит свои «Жигули». Цыганские дети сопровождают меня и здесь, пиная мяч.
«Мне тут просто удобнее, — говорит Дмитрий. — Мой дом — через один, видишь? Это уже русские дома. Но там стоять неудобно, загораживаешь проезд. Я поэтому отъехал сюда, чтобы починить».
Мужчина говорит, что цыгане тут живут уже полвека, и никаких конфликтов на национальной почве здесь никогда не возникало. «Ну, семьями мы, конечно, не дружим, но здороваемся всегда, — рассказывает он. — Они же нормальные абсолютно». По словам Дмитрия, большинство цыганских мужчин работают на заводе компании «Пензтяжпромарматура», который находится в десяти минутах ходьбы от поселка.
Встретить цыган в жилом квартале, где живут русские, сложно. Местная молодая пара, которых встречаю по дороге, говорят, что «они тут не гуляют». По их словам, цыгане выходят со своих улиц только когда в этом есть необходимость — пойти на работу или сходить в магазин.
«Как в мирное время человек погибает? Мы ж не Сирия!». Жители Чемодановки встретились с региональными властями
В роли апостолов выступали представители местного управления...
Возле торгового центра «Коллаж», который буквально в 500 метрах от поселка цыган, многолюдно даже днем буднего дня. Здесь организована специальная остановка для общественного транспорта, куда раз в 10-15 минут подходят маршрутки, заполненные людьми. Этот торговый центр самый большой в Пензе, тут полно магазинов, корнеров с едой, кинотеатр. Пензенцев, которые сюда приезжают за покупками и развлечениями, совершенно не смущает близость цыганского поселка.