in

«Преследуют за высказывание позиции»: начинаются рассмотрения дел адвокатов из «списка 32»

Василий Шавин. Фото: Общероссийский гражданский форум / Facebook

 

Квалификационная комиссия адвокатской палаты Нижегородской области 22 мая рассмотрит вопрос о правомерности действий адвоката Василия Шавина, подписавшего обращение к главе Следственного комитета Сергею Бастрыкину. В этом обращении защитники из разных регионов просят провести расследование коррупции в адвокатской палате Башкортостана. За это Шавина и других его коллег могут лишить статуса адвоката.  Мы поговорили с самим Шавиным и знакомым с ситуацией адвокатом Заикиным.

Василий Шавин — один из 32 адвокатов, подписавших в марте 2019 года коллективное обращение к главе Следственного комитета Бастрыкину с просьбой расследовать коррупционную деятельность главы адвокатской палаты Башкортостана Булата Юмадилова. В тот же день рассмотрят дисциплинарные дела двух его коллег из Кургана, Алексея Колегова и Александра Федорова. В обращении, которое они все подписали,  говорится, что руководство адвокатской палаты республики совершало «подозрительные сделки, заключенные при наличии конфликта интересов». Кроме этого подписавшие заявление адвокаты отмечали, что в республике известны случаи  получения взятки за сдачу экзамена и присвоения статуса адвоката лицам, не имевшим права быть допущенными к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката.  Обращение было подписано и опубликовано 2 марта. «МБХ медиа» подробно писало об этом деле.  

22 мая состоится заседание квалификационной комиссии адвокатской палаты Нижегородской области, на котором будут решать, есть ли нарушения в действиях подписавшего обращение адвоката Виталия Шавина. До конца мая пройдет еще шесть подобных заседаний по другим адвокатам, подписавшим обращение в адрес Бастрыкина, все они из разных регионов: Михаил Беньяш, Сергей Крайних, Алексей Аванесян из Краснодара,  Кирилл Маментьева из Московской области и трех человек из Курганской — Алексей Колегов, Александр  Федоров, и сам Шавин. Защищать Шавина во время производства будут поддержавшие его коллеги из других регионов. Распоряжение о возбуждении дисциплинарного производства в его отношении Шавин получил еще 8 мая, но ему, как и другим адвокатам, не удалось понять причину недовольства руководства:   

—Мне не совсем понятна суть нарушений, — рассказал «МБХ медиа» Шавин, —  как я понимаю, по их мнению адвокат не вправе подавать никакие обращения в органы власти по поводу руководителя адвокатской палаты. Особенно адвокатской палаты другого субъекта федерации. И мотивируется это тем, что в адвокатуре есть свои органы, например, ревизионная комиссия, совет палаты, который полномочен разбираться в этих вопросах.

Если в действиях Шавина и, затем, других адвокатов, найдут нарушения, будет три возможных варианта наказания: лишение статуса адвоката, замечание и предупреждение.  Самый худший вариант, лишение статуса, предполагает почти полный запрет на продолжение работы в статусе адвоката.

 

Как рассказал «МБХ медиа» знакомый с ситуацией адвокат Петр Заикин, поводом для возбуждения дел стало то, что руководство башкортостанской адвокатской палаты направило  обращения в другие палаты о возбуждении в отношении подписавших адвокатов дисциплинарного производства.  Помимо этого 18 апреля 2019 года  Всероссийским съездом адвокатов была принята резолюция, в которой говорится, что обращение адвокатов к СК заслуживает осуждения  и подрывает «авторитет российской адвокатуры». Кроме этого утверждается, что адвокаты подали обращение по поводу руководителя адвокатской палаты другого региона, членами которой они не являются. Авторы резолюции называют это вмешательством в дела другого сообщества, которое порождает «атмосферу подозрительности и доносительства».

«Речь идет о том, что адвокат преследуется за высказывание своей позиции, которая не связана  с его работой, с его доверителями, это не связано с участием в делах. Это связано исключительно с организацией нашей адвокатской работы. Люди высказали свои критические замечания и обеспокоенность ситуацией в одном из регионов, и за это их преследуют и могут лишить работы», — утверждает адвокат Петр Заикин.

 

Повышенные взносы и недопущение к работе

Конкретно в нижегородской области это не первая проблема. Шавин рассказал «МБХ медиа», что в регионе действует правило, согласно которому не все адвокаты допущены до ведения дел по назначению, хотя это предусмотрено законом для любого адвоката.   

«В нашей палате некоторые адвокаты могут принимать такие дела и получать за них оплату, а некоторые нет. При этом недопущенные адвокаты платят повышенные взносы в адвокатскую палату. Мало того, что нас лишили права и обязанности участвовать в таких делах, получать пусть небольшой, но доход, так еще и берут дополнительную плату», — рассказывает Шавин.   

При этом Шавин отмечает, что еще в прошлом году он с коллегами подавал обращение в федеральное министерство юстиции и в нижегородское управление минюста  с жалобой на эти правила. Они были признаны дискриминационными, но никаких мер в отношении подававших жалобу принято не было, хотя и правила не отменили.

Президент Нижегородской коллегии адвокатов Николай Рогачев занимает этот пост уже 32 года. В апреле 2015 года он покинул должность «в связи с достижением предельного срока пребывания в должности», но уже через месяц, в мае этого же года, вернулся «по настоянию конференции адвокатов  области». Занявшая на месяц этот пост Татьяна Рябкова добровольно сложила свои обязанности.  

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.