Адвокаты сестер Хачатурян, обвиняемых в убийстве своего отца, потребовали суда присяжных. Расчет на то, что в этом сложном деле (отец сестер годами издевался над ними, избивал и насиловал) присяжные оправдают подсудимых или потребуют снисхождения. Так бывает примерно в 20% случаев, но потом оправдательные приговоры все чаще отменяют в вышестоящих инстанциях. Корреспондент «МБХ медиа» выяснил, почему оправдательный приговор суда присяжных еще не счастливый конец, по каким формальным причинам такие приговоры отменяют.
19 ноября стало известно, что адвокаты сестер Хачатурян, убивших своего отца, подали в суде два ходатайства: о прекращении уголовного дела и о рассмотрении дела судом присяжных, если первое ходатайство все-таки будет отклонено.
«Мы надеемся, что суд присяжных будет более объективен при рассмотрении дела», — рассказал «МБХ медиа» адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер. Липцер добавил, что более 20% дел, рассматриваемых судом присяжных, выносят оправдательные приговоры, что очень много по сравнению с долей оправдательных приговоров, которые выносят обычные судьи. В 2018 году доля оправдательных приговоров достигла своего минимума — 0,25%. То есть суды присяжных выносят оправдательные приговоры, по крайней мере, в 80 раз чаще, чем обычные суды.
Однако оптимистичность, которую внушает статистика, может быть поколеблена тем фактом, что оправдательные приговоры присяжных могут отменяться — и отменяются. «По статистике, более 60% оправданий, которые стали возможными благодаря присяжным, отменяются вышестоящей инстанцией и направляются на новое рассмотрение», — рассказывал адвокат Иван Миронов изданию «Газета.ru» в 2016 году.
В нулевых году громкое дело Сергея Аракчеева и Евгений Худякова, которых обвинили в убийстве троих жителей Чечни, рассматривалось три раза. Дважды, в 2004-2005 годах, с участием присяжных, которые выносили оправдательный вердикт. В итоге в третий раз дела было рассмотрены без их участия, и Аракчеев с Худяковым были приговорены к 15 и 17 годам лишения свободы соответственно.
В 2016 году Верховный суд отменял оправдательный приговор по громкому делу банды «приморских партизан» на Дальнем Востоке. В апреле 2014 года пять человек были приговорены к различным срокам — от 22 лет заключения до пожизненного лишения свободы. Защита обжаловала решение суда, и присяжные повторно рассмотрела один из эпизодов — убийстве четырех жителей Кировского района, согласно обвинению совершенных Алексеем Никитиным и Вадимом Ковтун. После оправдательного вердикта двое фигурантов вышли на свободу. Верховный суд отменил данное решения и дело было рассмотрено еще раз — на этот раз тоже присяжными, но новый их состав вынес обвинительный приговор.
Один из последних случаев — уголовное дело жителя города Саки Александра Буянова, которого обвиняли в убийстве мужчины. Присяжные заседатели рассматривали дело Буянова с участием коллегии присяжных заседателей три раза: в октябре 2018 года, феврале 2019 года и затем через полгода в сентябре. Каждый раз состав присяжных менялся, но их вердикт оставался одним и тем же — Буянов невиновен. Он ударил обидчика матери своей девушки по лбу дощечкой и четыре раза нанес ему удары кулаком. Мужчина скончался спустя несколько часов. Обвинение настаивает на прямой взаимосвязанности смерти и ударов, нанесенных Буяновым. Защита, как передает «Российская газета», убеждена, что смерть могла наступить и результате других факторов: после Буянова умерший встречался с еще одним человеком, а в больнице ему не было оказано должной медицинской помощи.
Длиться такая история может бесконечно. «Ограничение по количеству нет в законе, к сожалению. Все зависит от упертости следствия, государственного обвинения, которое хочет довести это дело до конца, до осуждения невиновного человека», — рассказал «МБХ медиа» адвокат «Правозащиты Открытки» Сергей Бадамшин.
На каком основании отменяют оправдательные приговоры
Согласно ст. 389.25 УПК РФ оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей может быть отменен в двух случаях: во-первых, по инициативе одной из сторон обвинения — прокурора, потерпевшего и/или его защитника, во-вторых, при неясном и противоречивом вердикте, который не был уточнен председательствующим среди присяжных.
«Гособвинение может обжаловать только по одному основанию — это нарушение закона при производстве по делу, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей», — поясняет Бадамшин. «Любые нарушения закона, которые были при производстве, они пытаются представить таким образом, что они повлияли на рассмотрение судом и на вынесение вердикта. Все что угодно туда можно запихнуть, — говорит адвокат. — Конечно, же это проблема для тех людей, которых освободили в зале суда и потом отправляют на новое рассмотрение».
Адвокат Михаил Беньяш в разговоре с «МБХ медиа» добавляет, что юридической неопытностью присяжных пользуются для того, чтобы составить формальные претензии к их участию при рассмотрении дела. Но недостаточную профессиональность проявляют и другие участники судебных процессов — следователи и дознаватели.
Руководитель международной правозащитный группы «Агора» Павел Чиков писал в своем телеграмм-канале о том, что высокий процент оправдательных приговоров, вынесенных с участием присяжных, говорит, с одной стороны, о сильной работе защиты, а с другой — о «низком качестве сбора и представления доказательств стороной обвинения». «Следователи, увы, разучились собирать и анализировать доказательства», — считает Чиков.
На сайте москвабюро.рф можно найти памятку о том, как минимизировать возможность отмены приговора суда присяжных. Все советы касаются недопустимых фраз в ходе судебных заседаний, они тоже очень часто являются основанием для обжалования приговора.
Адвокат Иван Миронов рассказывал в разговоре с «Газета.ru» об особом методе гособвинения, которые помогает оспорить оправдательный приговор на основании вердикта присяжных. «По его словам, иногда гособвинение делает так называемые прокладки, то есть не предает огласке факты, когда в коллегию присяжных избираются люди, которые не имеют права быть ее членами, например лица, состоящие на учете в нарко- или психоневродиспансерах», — передает его слова издание.
Появления «прокладок» в составе присяжных с подачи гособвинения, как рассказал адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер, защита сестер постарается не допустить. «Мы будем участвовать при отборе присяжных, соответственно, будем учитывать и в ходе процесса также будем стараться не допускать каких-либо нарушений. Если решения отменят, мы можем обжаловать его в кассационном порядке», — сообщил Липцер «МБХ медиа».