В центре имени Гамалеи разрабатывают интерназальную вакцину от коронавируса — по словам ученых, она будет действовать практически без побочных эффектов. Рассказываем, в чем преимущества и недостатки подобных препаратов и стоит ли надеяться на новую форму вакцины.
Клинические исследования интерназальной вакцины от коронавируса, разработанной создателями «Спутника V», Центром имени Гамалеи, могут начаться уже в конце 2021 года, рассказал директор центра Александр Гинцбург:
«Центром проводятся работы по нескольким направлениям в части создания и совершенствования вакцин от COVID-19. Одно направление — это создание назальной формы вакцины. Сейчас ведутся ее доклинические исследования. В клинику планируем войти в конце этого — начале следующего года, с выходом на ее регистрацию по результатам исследования в 2022 году», — сказал ученый. Пока предполагается, что введение назальной вакцины — то есть спрея, будет двукратным, но и не исключается одноразовое.
Интерназальные вакцин действуют схожим образом с внутримышечными, рассказал «МБХ медиа» кандидат химических наук, глава научной экспертизы фармацевтического фонда Inbio Ventures Илья Ясный. Препарат попадает на слизистые оболочки, затем компонент вакцины встречается с местной иммунной системой, а после организм вырабатывает антитела.
«Иммунитет на слизистых оболочках, так называемый мукозальный иммунитет, играет очень важную роль в защите от инфекций. Интерназальные вакцины, по сравнению с нынешними, которые вводятся внутримышечно, с большей вероятностью активируют именно этот тип иммунитета», — сказал Ясный.
Однако есть проблемы: механизмы мукозального иммунитета плохо изучены, поэтому создать интерназальный препарат, который будет эффективно защищать от инфекций, сложно. Именно поэтому интерназальные вакцины от других вирусов до сих пор не получили широкого распространения. Кроме того, неизвестно, сможет ли мукозальный иммунитет в одиночку справиться с инфекцией.
«Будет ли достаточно такой локальной защиты? Это не известно заранее. Не исключено, что большие дозы вируса могут ее пробить и спуститься дальше в легкие. Может быть, ее придется все равно применять в сочетании с внутримышечными вакцинами», — полагает Ясный.
По словам Гинцбурга, преимущество такой формы вакцины заключается в том, что побочных эффектов практически не будет. Однако Илья Ясный с ним не согласен.
«Пока не проведены клинические исследования, утверждать, что у лекарства не будет побочных эффектов, нельзя», — заявил он. Подобные препараты могут вызвать, например, местное воспаление, сухость или чувство жжения.
«Наверное, не будет системных побочных эффектов, лихорадки три дня, как от внутримышечной вакцины. Компоненты этой вакцины, поскольку она местная, не должны попадать в системное кровообращение, соответственно, они не будут возбуждать никакие системные механизмы воспаления. Препарат также не должен действовать на почки, на сердце и на другие органы», — добавил он.
Ученые разрабатывают не только интерназальные, но ингаляционные вакцины. Илья Ясный подчеркнул, что такие препараты могут быть более эффективны — они будут проникать глубже в легкие. Над вакцинами-ингаляторами сейчас работают в Великобритании, США и Гонконге. Разработчики рассчитывают, что активация иммунных белков IgA, которые находятся на слизистой оболочке легких, носа и горла, сможет защитить более глубокие области легких, где SARS-CoV-2 наносит наибольший ущерб.
«Первое поколение вакцин, вероятно, защитит множество людей. Но я думаю, что в конечном итоге потребуются вакцины второго и третьего поколения — и, возможно, интраназальные вакцины станут ключевым компонентом этого», — сказал специалист по инфекционным заболеваниям Вашингтонского университета в Сент-Луисе Майкл Даймонд в разговоре с Bloomberg.