Движение «За права человека» приняло решение о ликвидации из-за ужесточения законодательства об «иностранных агентах». Основатель общественной организации Лев Пономарев называет это решение «техническим». Представители других НКО, признанных «иностранными агентами», сообщили «МБХ медиа» о том, что не планируют прекращать свою деятельность.
«Закон очень неприятный и мерзкий»
Созданное в 1997 году движение «За права человека» очень долго оставалось крупнейшим правозащитным объединением в России — в него входило множество организаций из большей части регионов страны. Оно существовало в основном за счет грантов, полученных от различных организаций, в том числе из Фонда президентских грантов.
В 2019 году Верховный суд ликвидировал движение «За права человека» под предлогом нарушения закона об «иностранных агентах». После этого основатель и лидер движения Лев Пономарев учредил национальное движение с тем же названием, оно существовало без юридической регистрации до настоящего времени. Однако обновленное законодательство об иностранных агентах касается, в том числе, незарегистрированных организаций. В связи с этим движение решено было ликвидировать, чтобы не подставлять под удар его участников.
«Существуют около тысячи членов этой организации, которые работают по всей стране и не отчитываются передо мной, хотя я ее председатель», — рассказал «МБХ медиа» Пономарев, объяснив такую структуру «народным» характером созданного им движения. «Они занимаются какими-то своими делами — не сомневаюсь, очень нужными — в своем городе, поселке или отдельном селе. Но при этом закон написан так, что если они будут проявлять какую-то активность в СМИ или в Сети (а вероятность этого огромная), то они тут же должны писать, что являются участниками незарегистрированной организации, которая признана иностранным агентом. Если этого не напишут — тут же штраф пять тысяч рублей», — пояснил Пономарев. По его словам, сразу предупредить всех этих людей о возможных последствиях было невозможно, а контакты многих из них просто потеряны. Именно поэтому основатель движения принял решение ликвидировать «За права человека». Пономарев также отметил, что денег члены организации за свою деятельность все равно не получали не получали и работали на волонтерских началах.
«Конечно, этот закон очень неприятный и мерзкий, но они все равно будут работать правозащитниками, будут нужны гражданам, а я все равно буду им помогать», — заверил Пономарев. По его словам, окончательное решение о ликвидации «За права человека» будет принято в ближайшее время на съезде правления организации, который планируют провести в онлайн-формате.
Также Пономарев рассказал «МБХ медиа», что пока не планирует создавать замену движению «За права человека». Он напомнил, что у него остаются еще два юридических лица — региональная московская организация «Горячая линия» и Фонд защиты прав заключенных, которые стабильно работают на протяжении нескольких лет и продолжат существовать в будущем.
Ликвидация не обсуждается
Многотысячные штрафы и огромные сроки. Владимир Путин подписал сразу несколько законов
24 февраля у президента Владимира Путина выдался...
В конце декабря 2020 года Госдума серьезно ужесточила законодательство об «иностранных агентах». Согласно новым поправкам, такой статус теперь могут получить не только организации, но и физические лица, которые занимаются политической деятельностью и получают деньги из-за рубежа. Кроме того, с 1 марта начали действовать новые штрафы за распространение в СМИ информации об организации или человеке, включенном в список иноагентов, без упоминания о его статусе. Помимо этого, были введены крупные штрафы для самих иноагентов (как физлиц, так и НКО), выпускающих материалы без такого упоминания, а также ряд других штрафов и ограничений.
2 марта стало известно о том, что Минюст составил протокол о нарушении порядка работы НКО-иноагента в отношении Центра «Насилию.нет». «В вину [этому НКО] ведомство ставит поддержку закона о домашнем насилии на сайте Госдумы», — написал в своем телеграм-канале руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Также Минюст посчитал политической деятельностью выступления основательницы организации Анны Ривиной, посвященные домашнему насилию. Теперь «Насилию.нет» грозит штраф от 300 до 500 тысяч рублей, а самой Ривиной ― до 300 тысяч рублей. Комментировать «МБХ медиа» ужесточения закона об иноагентах она не стала, сославшись на занятость, но при этом заверила, что планов по ликвидации Центра у нее нет.
Председатель Совета правозащитного центра «Мемориал» (головная организация центра была включена в реестр «иностранных агентов» еще в 2016 году) Александр Черкасов в беседе с «МБХ медиа» также заверил, что вопрос о ликвидации «даже не обсуждается».
Похожей позиции придерживаются и в Фонде имени Андрея Рылькова, который занимается вопросами смягчения наркополитики и снижением вреда от употребления психоактивных веществ (также был включен в реестр иноагентов в 2016 году). «У нас нет планов ликвидации организации, мы бы хотели работать как можно дольше», — рассказала «МБХ медиа» президент фонда Анна Саранг. При этом она не исключает и других вариантов. «Конечно же, если работа станет совсем невыносимой — какие-то критические обстоятельства помешают — мы морально готовы ликвидировать организацию», — признает правозащитница. Основной проблемой для своего фонда она называет перспективу ужесточения наказания за пропаганду наркотиков. «Для нас это очень рискованная ситуация, потому что нет четких определений пропаганды, четких рамок, которые позволяют разграничить информацию, способствующую защите здоровья людей, от информации, направленной на навязывание наркотиков», — объяснила Саранг. Кроме того, по ее словам, российским НКО становится все сложнее получить международное финансирование.