В сквере дома 7 по улице Цандера в Москве четвертый день дежурят местные жители: это место стало «стартовой площадкой» для программы реновации. Здесь хотят построить 22-этажный дом, при этом вместо озеленения района застройщик выплатит компенсацию в московский бюджет. Граждане выступают против строительства, и считают, что столичные власти пытаются настроить людей друг против друга.
5 марта останкинскому депутату Константину Рахилину позвонили жители. Они сказали, что во дворе дома 7 по улице Цандера «готовится что-то нехорошее». Когда депутат приехал на место, он увидел, что в сквере стоят люди, выступающие против строительства многоэтажки, две машины ДПС и грузовик ОМОНа. Через час во двор приехала строительная техника: манипуляторы с бетонными блоками и экскаватор. «Блоки можно ставить только после разрешения на строительство, установки щита, а вместо этого сразу приехали 4 единицы строительной техники!», — рассказал «МБХ медиа» Рахилин.
По словам депутата, полиция вела себя корректно и вежливо, но задержания все же были. К скверу выехали депутаты Сергей Цукасов и Елена Новикова, но по дороге у них заглохла машина, и стройтехника не могла их объехать. «Машину взломали, применили силу, и забрали депутатов. Потом человек приехал — его задерживали пятеро, душили, применяли силу, выцарапали из машины. Непонятно, почему используют ресурсы полиции для лоббирования строительных интересов», — говорит депутат. Цукасова позднее оштрафовали за невыполнение требований сотрудника полиции.
После задержаний на месте появились и чиновники, но они не хотели выслушивать позицию людей, говорит Рахилин. Вместо этого их пытались «уболтать». Параллельно с этим рабочие пытались поставить блоки, но под них вставали местные жители. К вечеру в сквере уже стояли 250 человек — Рахилин называет их «настоящим народным ополчением».
Вместе с чиновниками приехали и провокаторы из неизвестной «группы за реновацию». Их и сняла съемочная группа телеканала «Москва 24». «Они стали что-то в микрофон кричать, получился несанкционированный митинг. Это проплаченные люди: после съемки по площадке бегала бабушка и спрашивала, где можно забрать 600 рублей», — говорит Рахилин.
Местные жители выступают не против реновации, а против строительства многоэтажки на месте сквера, который, по подсчетам депутата, производит около 30 тонн кислорода в год. «Не будет никакой зелени, света и воздуха. Даже новых парковочных мест не предусмотрено. Жизнь в каменном мешке — это смерть, угнетение. Особый цинизм в том, что компенсационного озеленения не будет, будут выплаты в московский бюджет. Это как родственникам убитого высылать счет за пулю», — считает мундеп.
О реновации в районе знали и раньше, однако власти не высылали активистам проектов застройки, объясняя это тем, что еще ничего не готово. «Власть 1,5 года врала нам об их отсутствии, но сейчас уже есть этот проект. Сами понимаете, на проектирование несколько лет уходит! Они сделали конфликтный дом реновационным, и социальный конфликт перешел в политический, они строят бизнес на человеческих жизнях», — говорит депутат. По его словам, чиновник из «штаба реновации» объяснял протестующим, что квартиры в новостройке можно перепродать.
Активисты и депутаты дежурят на месте будущей застройки уже четвертый день. Полицейских в сквере, по словам депутата, «все меньше и меньше», но жителей по-прежнему пытаются провоцировать — например, в сквер со съемочной группой приезжал бывший депутат Останкинского района от «Единой России» Игорь Тарасов, который рассказывал о том, что здесь митингуют за комфортное жилье.