У Терминала D Московского аэропорта Шереметьево во время одиночного пикета против политики «Аэрофлота» была задержана Илона Борисова, глава ШПБ — Шереметьевского профсоюза бортпроводников. В тот день в аналогичных акциях по всей столице приняли участие активисты дружественных ШПБ движений. Люди с пикетами стояли у офиса авиакомпании, Минтранса и администрации президента. «МБХ медиа» рассказывает, из-за чего возмутились бортпроводники.
Профсоюз бортпроводников в Шереметьево существует с конца девяностых годов. Минимум половину своей двадцатилетней истории организация провела в борьбе с «Аэрофлотом» — крупнейшей российской авиакомпанией. Борисова рассказывает, как в 2010 году, после назначения главой «Аэрофлота» Виталия Савельева, в компании начались сокращения. «Мы это незаконное сокращение остановили,» — говорит она. С иском к авиакомпании тогда обратились четыре уволенных сотрудника и выиграли дело. «Чтобы так уволить, нужны сокращения перевозок. На тот момент количество рейсов увеличивалось, заказывались новые борты”, — рассказывает Илона.
Через несколько лет сотрудничавший с ШПБ профсоюз летчиков (ШПЛС) столкнулся с собственным преследованием — лидера организации вместе с двумя её членами осудили за попытку хищения денег «Аэрофлота». «Тогда профсоюз летного состава занимал активную позицию против “Аэрофлота””, — рассказывает Борисова. Незадолго до этого сотрудники профсоюзов выиграли другое дело против авиакомпании — суд признал, что «Аэрофлот» недоплатил летчикам и бортпроводникам в общей сложности миллиард рублей. Сейчас, по словам президента ШПБ, профессиональное объединение летчиков перестало поддерживать инициативы ШПБ. «Они слились”, — утверждает Борисова. На сайте профсоюза летного состава сейчас размещено обращение к прессе, в котором утверждается, что профсоюз летчиков «не имеет никакого отношения к заявлению ШПБ». Дозвониться до ШПЛС журналисту «МБХ медиа» не удалось.
Камнем преткновения в отношениях между бортпроводниками и “Аэрофлотом” стал так называемый «СТС». Согласно принципу «Старая толстая страшная», по словам Илоны, авиакомпания посылает на наименее выгодные перелеты сотрудников, отталкиваясь от их возрастных и внешних характеристик, что серьёзно повлияло на их зарплаты. В определённый момент компания даже перестала закупать форму определенных размеров, оставив только «небольшие». Ответом на действия «Аэрофлота» со стороны стюардов и стюардесс стала акция, в ходе которой бортпроводники массово начали выходить на больничные. «Они (авиакомпания — «МБХ медиа») подключили всех дежурных, еле справились,» — рассказывает Борисова. После этого, по её словам, в авиакомпании должны были заметно усилить давление на профсоюз.
Первого октября Илону Борисову уволили из «Аэрофлота» за дисциплинарные взыскания. «Один раз пришла в офис в платье, вместо юбкового костюма. В другой раз старший бортпроводник нашёл нарушение во время учебного полета». Восьмого числа Борисова вместе с представителями профсоюза работников московского метрополитена, межрегионального профсоюза работников общественного транспорта и Революционной рабочей партии вышли на пикеты с требованием остановить давление на бортпроводников со стороны «Аэрофлота». На акции у шереметьевского терминала D Борисову задержали. Как она рассказала «МБХ медиа», сперва её доставили в отделение полиции аэропорта и, продержав там три часа и составив протокол об административном правонарушении, отпустили. Через несколько минут Борисову задержали снова, чтобы изъять у неё плакат. На руках у президента профсоюза, по её словам, находятся копии протоколов о задержании и изъятии, в которых написано, что её отпустили в 14:50, а плакат изъяли через несколько часов. Дату и время суда по ее делу Борисовой не сообщили.