in

«Расстрельные губернаторы»: в каких регионах готовятся отставки

Владимир Путин и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС

 

До шести губернаторов могут уйти в отставку уже на этой неделе, пишут “Ведомости”. Эти отставки могу произойти именно сейчас, иначе власти не успеют к новому политическому циклу, когда нужно начинать предвыборную кампанию. Вместе с политологами Александром Кыневым, Сергеем Маркеловым и Аббасом Галлямовым разбираемся, для чего Кремлю потребовались эти отставки.

Во всех регионах, где губернаторам прочат отставку, должны были планово пройти выборы. Собеседники “Ведомостей” единодушны, что придется уйти губернатору Мурманской области Марине Ковтун, также в числе первых кандидатов на выбывание они называют главу республики Алтай Александра Бердникова и губернатора Оренбургской области Юрия Берга. В тумане будущее губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров и главы Калмыкии Алексея Орлова, у которого самый низкий рейтинг из всех них.

«У всех этих губернаторов есть большие проблемы с рейтингом и с протестными настроениями в этих регионах. Тут может быть комплекс причин: соображения электорального свойства — когда проще выбрать губернатора без антирейтинга, без накопленного раздражения. У ряда губернаторов есть проблемы с силовиками — в Мурманской и Оренбургской областях», — говорит Кынев. В Оренбургской области в прошлом году после обысков произошли отставки министра труда и занятости населения и министра образования, также возбуждено уголовное дело в отношении начальника управления информатики и связи администрации Оренбурга по подозрению в мошенничестве.  Также Берг слишком «давно сидит», добавляет Маркелов.

Губернатор Мурманской области уже давно жалуется на травлю со стороны силовиков. «В экспертных кругах обсуждается, что единственный кто ее спасал от отставки — это патриарх Кирилл, который считается одним из самых сильных политических лоббистов. Оба раза, когда тучи силовиков сгущались над ее головой, вступала в силу личная просьба патриарха к президенту. Чем они связаны — это настолько воля божья: могут быть стройки, просьбы Ковтун к местным олигархам профинансировать церковь. В области прошло несколько ротаций чиновников вокруг губернатора, чиновники уже боятся на свои должности становиться», — добавляет Маркелов.

«У губернатора Дубровского сложнейшая ситуация в Челябинской области: по экономике, по экологии. Там три главных города находятся в политической оппозиции губернатору — Златоуст, Копейск, Челябинск, где в последнее время проходили крупные митинги по экологическим проблемам. Население обвиняет губернатора в том, что он разрешает строительство вредных производств. Даже с экологами вынужден разговаривать президент Путин по телефону — с группой тех, кто против строительства горно-обогатительного комбината под Челябинском. Губернатор может быть совсем никчемный, но если срабатывают его лоббисты, тот же Виктор Рашников (основной владелец Магнитогорского металлургического комбината — «МБХ медиа»), который двигал его в губернаторы, то Дубровский останется на своем месте», — продолжает он.

«Губернатор Волгоградской области Бочаров — герой России — президент любит таких, но он откровенно слабый как менеджер или человек, который вдохновит региональную экономику. Территория эта экономически сложная, никаких там прорывных вещей не происходит, губернатор ведет себя своеобразно: то пропадает, то скандалы с выездом чиновником за границу на праздники, то еще что-то», — говорит Маркелов. «Глава республики Алтай даже на прошлых выборах избирался с большим трудом, и многие были уверены, что необходим второй тур», — отмечает Кынев. «Из этого списка выбивается только Калмыкия. Это регион электорально управляемый — цифры там всегда как надо. Хотя все понимают, что на самом деле там все довольно плохо», — добавляет он

«” Расстрельные губернаторы” выбираются по следующим принципам: либо не контролирует политическую ситуацию в регионе, либо давно-давно сидит. Президент не любит связывать отставки с конкретными событиями. Наказания он всегда откладывает. Также это может быть попыткой оживить политическую составляющую, где расцвела оппозиция, «Единая Россия» не управляет ситуацией и теряет голоса», —  рассказывает Маркелов.

«Сами по себе протестные настроения не несут серьезной угрозы властям до тех пор, пока элиты сплочены и выступают единым фронтом. Но как только элиты начнут конфликтовать, обязательно появится кто-то, кто будет пытаться использовать недовольство населения в своих целях. Вот тогда уже возникает реальная угроза правящему режиму. Именно поэтому Кремль старается следить, чтобы в регионах местные элиты не конфликтовали. Впрочем, получается это у федералов плохо. Проблема в том, что, не доверяя губернаторам, центр сильно их ослабил, и теперь ни федеральный бизнес, ни тем более правоохранители с губернаторами вообще не считаются. Силовики в основном и являются главными центрами силы, которые противостоят региональным руководителям в борьбе за наиболее лакомые денежные потоки. Так что конфликты, в которых Кремль обвиняет губернаторов, на самом деле в значительной степени — следствие политики, проводимой самим Кремлем», — комментирует политтехнолог Аббас Галлямов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.