in

«Реальной эвакуации просто нет»: как россияне не могут вернуться домой из-за границы

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

 

 

Россия полностью закрыла авиасообщение с другими странами 27 марта, но авиакомпании могут вывозить россиян из-за рубежа. На сегодняшнем брифинге МИДа Мария Захарова заявила, что посольства России каждый день получают по тысяче обращений наших сограждан по вопросам эвакуации, вплоть до 200 звонков в минуту. Сколько россиян осталось за границей, точно не известно, но речь идет о тысячах людей. Граждане России, оказавшиеся в западне в Индии, США, Великобритании и Малайзии рассказали «МБХ медиа» о дорогих билетах, квотах на возвращение и полной неизвестности по поводу дороги домой.

 

Марина Аствацатурян, находится в США, в аэропорту имени Кеннеди в Нью-Йорке

У меня была давно запланированная поездка. Моя дочь живет в Вирджинии, у нее родился второй ребенок, я взяла отпуск и приехала помогать с малышом. В посольстве мне говорили, что, если есть обратный билет, я смогу улететь. Но пришлось покупать билет из Нью-Йорка, потому что было объявлено, что рейсы будут только оттуда. Позавчера утром я проснулась в Северной Каролине, через которую я летела в Нью-Йорк, и узнала, что рейс в Россию, на который мне даже удалось зарегистрироваться, был отменен. В результате у меня пропало уже два билета, и деньги мне никто не возместил.

 

Таких, как я, в аэропорту около ста россиян. Нам повезло, что все люди конструктивны и без истерик, все держимся вместе, инициативные ребята сразу сделали группу в Whatsapp. Мы написали открытое письмо, сняли видео. Посольство попросило прислать наши паспортные данные, но никто не обещал, что нас заберут. Мы провели в аэропорту весь день, вроде, из-за нашего письма консул и организовал нам гостиницу на одну ночь. 

Когда ночевали в отеле, думали, не попросить ли в такой ситуации политическое убежище, ведь родина от нас фактически отказалась. Мы оказались заперты в эпицентре коронавируса. Нью-Йорк — самый неблагополучный по коронавирусу город в США.

Утром мы приехали в аэропорт, стойка была практически пуста, появились люди, у которых были билеты на этот день. «Аэрофлот» умыл руки, нам говорят: «Это решение правительства, это не наша инициатива, значит, не наша ответственность». Но мы же платили не государству, а компании. 

 

Абсолютно циничное отношение. Ни воды, ни еды, ни ночлега, никакой информации и никаких перспектив. 

 

Мы ничего на данный момент не знаем, сидим и ждем. На нас все просто наплевали. Все кивают на правительство. 

В общем-то аэропорт не переполнен, видимо, все позаботились о своих гражданах. Во всяком случае, только наша российская толпа была такая неприкаянная, японцы, итальянцы, турки куда-то подевались. Позже нам предоставили проживание в отеле еще на три дня.

Анна, находится в Индии в штате Гоа

Я живу в частном доме, который арендую на сезон. Прилетела в феврале. Мой бизнес частично связан с производством тканей и одежды в Индии, я провожу здесь несколько месяцев в году.

Российское посольство дало кучу ссылок для регистрации и учета. Я получила только один ответ — «списки обновляются». Каждый день проверяю, моей фамилии пока в них нет. Информации по эвакуации от МИДа и консульства пока никакой нет, предлагают следить за обновлениями на сайте. Единственная информация, которая поступила, что разрешенный лимит людей на эвакуационный прилет в Россию ограничен до 500 человек в сутки, хотя только в Таиланде находится порядка 17 тысяч человек, в Гоа, если я не ошибаюсь, около трех тысяч, простая арифметика не на нашей стороне.

Попытки дозвониться до консульства увенчались успехом всего один раз, но пришлось выслушивать жалобы о трудности жизни самих дипломатов, о непредсказуемости Индии и ее властей, а также бытовые жалобы. Им тоже негде купить воды, что они отвечают на тысячу звонков в день и спят по два часа, на них орут дозванивающиеся в панике люди, им очень тяжело, и нужно иметь серьезную выдержку, чтобы не получить нервный срыв. Я даже забыла, что хотела спросить. Но их можно понять. Индия абсурдная, дико коррумпированная страна, где правила могут меняться каждые пять минут.

Военные патрулируют улицы в Гоа. Фото: AFP

Было четыре коммерческих рейса: два от Аэрофлота из Дели, два от туроператора «Библио-глобус» из Гоа. Билеты очень дорогие. «Библио-глобус» шлет пустые самолеты в Индию и продает билеты от 50 до 70 тыс рублей. Билет «Аэрофлота» Москва-Дели в один конец в обычный сезон стоит 12-17 тысяч рублей, до Гоа —  порядка 25 тысяч. Другая проблема — сложность в поиске такси, которое отвезет в аэропорт. «Библио-глобус» не организует трансфер в аэропорт, несмотря на цену билета в 64 тысячи рублей. Таксисты просто отказывались везти без специального разрешения, которое непонятно где и как нужно было получать. Информация от консульства очень противоречивая — «иди туда не зная куда»: с таксистом в полицейский участок и получи разрешение или зарегистрируйся на сайте и жди. О рейсе объявляли максимум за сутки, иногда за 12 часов, найти таксиста было очень стрессово и нереально. Не очень приятно было бы заплатить 64 тысячи и не доехать до аэропорта. На первый самолет 25 марта часть людей просто не попала. На второй, вроде, успели все. Ходила какая-то бумажка от консульства с текстом «Пропускать всех граждан России в аэропорт», но таксистов она не впечатляла. После того, как эти самолеты улетели, поступило официальное распоряжение от министерства туризма пропускать иностранцев в аэропорт. Вовремя!

Здесь в Гоа много экспатов и туристов со всего мира. Все иностранцы ждут эвакуации. Сейчас эвакуируют немцев, вывоз организован очень хорошо, они все в контакте со своим консулом. Власти договорились так, что немцев эвакуируют индийскими авиакомпаниями, Германия не гоняет туда-сюда свои самолеты, как это делает Россия, эвакуация стоит не более 400-500 евро с человека с возможностью расплатиться в рассрочку по прилету, и им всем организуют трансфер в аэропорт автобусами.

Я могу находиться в изоляции достаточно долго. Но неопределенность дается сложно. 

 

Страшно, что какой-нибудь самодур из местной власти решит прыгнуть выше головы, растоптав все базовые права человека. 

 

Беспощадный карантин от премьер-министра Нарендры Моди — это отмена транспорта, оцепление штатов, люди, которые идут тысячу километров с семьями без денег и еды, и их поливают хлором в качестве дезинфекции от коронавируса, это палки, которыми лупят людей, вышедших за продуктами. Индия — страна кафкианского типа, в которой даже в обычное время не соблюдаются права человека, а сейчас тем более может быть что угодно. В России так же. Я бы хотела оказаться в правовом государстве с компетентными лидерами и хорошо отлаженной системой, служащей человеку прежде всего, где права человека не пустой звук. Но выбора у меня немного, непросто быть ограниченной в свободе перемещения, имея пожилых родителей на другом конце земли. Я просто жду.

 

Мстислав, учится в Эдинбурге по обмену

Я приехал сюда 8 января, уехать должен был 22 мая, когда закончится семестр. Но в середине марта, как и другие британские вузы, Эдинбургский университет объявил, что переходит на дистанционную форму обучения и разрешает всем студентам вернуться домой с условием, что они продолжат учиться удаленно. Несколько дней назад я был готов улететь в Москву, у меня был билет. Но 27 марта было перекрыто авиасообщение с Россией, на следующий день российское посольство опубликовало список дат, на которые можно было купить билеты «Аэрофлота». Последняя дата — 5 апреля, акцентировалось, что это последний рейс в обозримом будущем и последняя возможность вернуться домой. Я купил билет на 31 марта еще в первой волне за три дня за 24 тысячи рублей с багажом, что выше средней цены. К сожалению, «Аэрофлот» не стал следовать собственной практике субсидирования важных рейсов. По личным причинам мне пришлось перенести рейс с 31 марта на 5 апреля, за это я заплатил еще 4,5 тысячи рублей, что тоже не соотносится с западными практиками, где компании отменили пени в условиях пандемии. 30 марта все эти рейсы были отменены, потому что Росавиация отозвала лицензию на международные полеты. 

На следующий день мне написало эдинбургское консульство и рассказало, что рейсы открыты и существует квота в 500 человек, которых страна будет принимать из-за границы в ближайшее время, это распространяется на все страны. По информации посольства, ведется работа, чтобы втиснуть рейс Лондон-Москва на ближайшие даты и квоту. Российское посольство опубликовало сообщение, что приоритет у тех, кто летит через Лондон транзитом, нужно держать руку на пульсе и следить за сайтами посольства и «Аэрофлота». 

Я был готов лететь в Москву, но сейчас думаю остаться до конца аренды, надеюсь, смогу вернуться к началу лета, когда ситуация с пандемией улучшится. А если нет, то университет обещал помочь студентам, которые остались в Великобритании и не могут вернуться домой. В закрытом Эдинбурге остаться комфортнее, чем в закрытой Москве, где больше население и жестче режим. Здесь я могу заниматься спортом, соблюдая карантинные меры. Сейчас я буду ждать новых рейсов и решать, лететь или нет. 

Эдинбург во время пандемии коронавируса. Фото: Jane Barlow / AP

Алена Гуменюк, находится на острове Пенанга в Малайзии

Я здесь с декабря, 16 марта узнала, что мой рейс на 21 марта отменен. Я с трудом дозвонилась до авиакомпании и перенесла рейс на другую дату — 22 марта. Накануне вылета я зарегистрировалась онлайн и спокойно приехала в аэропорт в пять утра. Оказалось, что там нет никого из сотрудников, кроме девушки на стойке информации, которая на плохом английском сообщила, что все рейсы отменены. В аэропорту мы узнали, что граница закрыта неизвестно насколько, дату все время продлевают. Деньги мне не вернули, вариантов замены не предложили, сказали звонить и договариваться самим, я потеряла 30 тысяч рублей.

Посольство собрало наши данные, но на этом все взаимодействие окончилось — тишина. Помощи с проживанием и финансированием не оказывалось. Ничем помочь не могут: ни действиями, ни информацией. Местные жители сидят дома, здесь строжайший карантин, открыты только некоторые продуктовые супермаркеты, куда пускают небольшими группами. Слава Богу, меня приютили знакомые, если бы не они, я не знаю, где бы жила и что делала. В таких ситуациях становится очевидно, что от своего государства поддержки ждать не стоит.

Билетов сейчас нет. На сайтах от 80 тысяч рублей, но по официальной информации этих авиакомпаний рейсы не осуществляются. Я должна была лететь авиакомпанией «Оман» через Маскат в ОАЭ. В авиакомпании сказали, что билеты можно будет активировать снова после снятия карантина, но, возможно, нужна будет доплата. А по сегодняшним данным карантин могут продлить до конца апреля, то есть это еще месяц! Какая это будет доплата, я стараюсь не думать.

Реальной эвакуации просто нет. Есть обычная продажа билетов по завышенным ценам и то какая-то призрачная. Много показухи, а по факту комментарии людей на странице МИДа в фейсбуке говорят о том, что никто и ничем им не помогает. Мне вообще не звонят и не пишут. В посольстве ответили, что все данные переданы в МИД, а оттуда в Росавиацию и что эвакуацией сейчас занимается Росавиация.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.