Депутаты Госдумы в третьем чтении приняли законопроект о реформе системы обязательного медицинского страхования (ОМС). С 1 января 2020 года частные страховые компании не смогут работать с федеральными медицинскими учреждениями. Что изменится после внесения поправок и что о них думают страховщики и медики — в материале «МБХ медиа».
Что изменится
Главный пункт реформы — передача Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) контроля за федеральными медучреждениями. Теперь он сможет без участия профильных страховых компаний осуществлять расчеты за медицинскую помощь в госклиниках, контролировать объемы, сроки и качество ее предоставления, а также предъявлять претензии и иски за причинение вреда здоровью застрахованного. В ведении страховщиков остаются только региональные медорганизации.
Сейчас медицинские страховые компании являются единственным независимым звеном в системе здравоохранения. Они ориентированы на защиту прав пациентов, что обосновано финансовой заинтересованностью в том, чтобы им была оказана качественная медпомощь. По сути, страховщики выступают связующим звеном между гражданами и медиками.
Также реформа меняет механизм оплаты медицинской помощи. Средства на финансовое обеспечение оказания специализированной помощи по базовой программе ОМС будут обособлены в бюджете Фонда, из которого он будет осуществлять расчеты за оказанную медицинскую помощь. Объем услуг и затраты на них установит правительство. В 2021 году на эти цели предусмотрено 119,4 млрд рублей.
Оба этих нововведения означают не только смену формата финансирования. Они приведут к тому, что профильные страховые организации больше не смогут осуществлять независимый контроль за деятельностью больниц федерального подчинения. А также повлияют на возможность получения медпомощи в учреждениях по выбору застрахованного.
Помимо этого, в документе сказано, что объемы предоставления медицинской помощи теперь могут распределяться между медучреждениями по решению федерального органа исполнительной власти. Их будет контролировать правительство, исходя из мощностей организаций.
Кроме того, ФФОМС будет вести единый реестр организаций, работающих в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе по территориальным программам. Подведомственным Минздраву учреждениям разрешат оказывать первичную, скорую и специализированную, в том числе высокотехнологичную помощь, которая соответствует территориальной программе.
Еще одно новшество — сокращение объема расходов на ведение дел (РВД) страховщиков по ОМС с 1-2% до 0,8% и не более 1,1% от проходящих через них средств. Законодатели рассчитывают, что это позволит высвободить до 6,8 млрд рублей к 2023 году. Средства планируют направить на реализацию территориальных программ ОМС. Эксперты считают, что снижение нормативов РВД фактически ведет к устранению медицинских страховых организаций. По подсчетам Центробанка, при сокращении расходов до 0,8% половина компаний окажутся убыточными.
Что говорят о реформе
Ожидается, что принятые изменения положительно скажутся на финансировании федеральных медицинских организаций, включая университетские клиники, которые до поправок получали деньги по остаточному принципу из региональных бюджетов. Теперь они будут обеспечиваться финансами из федеральных резервов напрямую.
По словам главы комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрия Морозова, нововведение в первую очередь отразится на качестве медицинской помощи населению. При действующей системе финансирования больниц пациенты не всегда имели возможность своевременного получения высокотехнологичной помощи — теперь им ее будут предоставлять оперативнее и качественнее, заявил он «Российской Газете».
Однако в Союзе страховщиков считают, что после принятия поправок количество случаев ненадлежащего оказания медуслуг может возрасти, поскольку ФФОМС, который теперь будет следить за работой больниц, подотчетен Минздраву, и финансово не заинтересован в том, чтобы искать нарушения в медорганизациях и налагать на них штрафы.
По мнению первого проректора Высшей школы организации и управления здравоохранением Николая Прохоренко, законопроект, в первую очередь, неприятен страховым компаниям — из-за того, что выводит из их сферы влияния целую группу медорганизаций. А вот для пациентов реформа ничего существенно не изменит, убежден он.
Между тем в профсоюзе работников здравоохранения «Действие» заявили, что новый закон хоть и отстраняет частные страховые компании от работы с федеральными клиниками, но не отвечает потребностям системы здравоохранения в целом. Сопредседатель организации Андрей Коновал считает инициативу полумерой: «С нашей точки зрения, частные компании в принципе нужно исключать из системы ОМС как ненужное звено, я бы даже сказал, вредное. Полезный коэффициент от контрольной функции, которую им передали, минимален, а вред существенный. У нас и так недофинансирование здравоохранения». По его мнению, полной реформе ОМС мешает лобби страховщиков и заинтересованность чиновников в коммерциализации здравоохранения.