Источник, близкий к администрации президента, передал Центру «Досье» аналитическую записку, подготовленную в одном из подразделений АП и посвященную «основным трендам» в ситуации с коронавирусом в России. В записке, предоставленной «МБХ медиа» Центром «Досье», в частности, предлагается «показательно» применить закон о фейках «против нескольких блогеров», «деанонимизировать пару популярных телеграм-каналов» и «наказать пару СМИ».
Авторы документа также называют ряд информационно-пропагандистских «акцентов», на которые власти следует переключать внимание населения в условиях пандемии. «МБХ медиа» приводит некоторые из этих предложений.
Все гораздо лучше, чем казалось и кажется
Основная идея, что все не так уж и плохо: в записке предлагается продвигать «в информационном поле идеи, что мир выйдет из рецессии быстрее, чем ожидалось», что «урон для экономики меньше, чем предполагалось» — на примере Китая и Южной Кореи: «На рынках наметился подъем. Растет не только нефть и курс рубля, но и акции, фьючерсы, даже сервисных компаний, авиакомпаний, например. Большинство европейских стран преодолевают пик заболевания, Италия и Франция прошли пик, мы тоже недели через две пройдем, по крайней мере, в Москве. Экономика начнет восстанавливаться».
Предлагается делать «репортажи о том, как все готовятся и ждут, когда все кончится»: «Вал новостей, создающих позитивные экономические ожидания. Надо только подождать».
По мнению авторов, нужно показать, что «восстановление нашей экономики уже идет». Предлагается делать «сюжеты о том, как запускаются предприятия»: «Логика должна быть, что во многих регионах эпидемию удалось сдержать или она пошла на спад, и регионы возвращаются к работе. Например, Амурская область планирует выйти на этой неделе, Самарская область — предприятия Новокуйбышевска, Тольятти и др.».
Необходима, как считают авторы записки, «реклама позитивных “открывательных” практик»: «То тут, то там все время откроют то одно, то другое. Это должно попадать в новости. Сегодня автомастерские, завтра салоны красоты, послезавтра еще что-нибудь. И все говорят “спасибо, врачи”, предлагают врачам что-то бесплатно или со скидкой. Докторша молодая из Коммунарки говорит, то, что я работаю по 12 часов в день, не означает, что я должна быть как кикимора. И я воспользовалась предложением и постриглась. Такой какой-то жизнеутверждающий сюжет».
Но все должны сидеть дома и гордиться этим
Авторы записки понимают опасения, что попытка «сбить страхи» может привести к снижению «ответственности в части самоизоляции». И предлагают ряд мер для борьбы с низкой ответственностью у граждан. Например, «пропаганду самоизоляции за счет вовлечения “скептиков”». Предлагается сделать «серию социальной рекламы от тех, кто не верит в вирус и эпидемию» с таким рефреном: «Веришь ли ты в ужасы вируса или скептик, ты должен в критической ситуации подчиняться общему правилу, для этой ситуации установленному. Это спасет и твою жизнь, и жизнь окружающих». Авторы предлагают иллюстрировать эту идею «примером из истории цунами в Таиланде»: «Русские поступили собранно, и никто не погиб. Когда море ушло, они в соответствии с инструкциями пошли себе в горы как можно выше. А европейцы пошли собирать ракушки».
Кроме того, в записке предлагается «возвеличить самоизоляцию»: «Это твоя аскеза, твой подвиг во имя других, а не просто поедание гречки на диване. Отказ от своих привычек, эгоизма, комфорта — это героизм, доступный каждому. Стань героем». Эту идею, по мысли авторов, можно поддержать циклом репортажей о знаменитостях, которые «жертвуют даже большим, чем простой обыватель», но «понимают, не унывают и полностью поддерживают ограничения».
Русский язык — не такой уж и могучий
Предлагается перестать употреблять слово «заболели» в отношении тех, у кого обнаружен коронавирус: «Русский язык препятствует правильному пониманию эпидемиологии. Подавляющее большинство носителей вируса не заболевают и не выздоравливают в традиционном смысле, не демонстрируя никаких симптомов. Нужно сменить язык. Выздоровевших, может, и можно оставить как термин. Но слово “заболели” нужно заменить на “вирус-положительные”, “с положительным результатом теста”».
Врачи, борющиеся с коронавирусом, — не такие уж и герои
Нужно создавать «патриотический контент про борьбу с эпидемиями для детей и взрослых», уверены авторы записки: «Это и победители чумы в Средней Азии, и холеры в Москве (доктор Гааз и архаровцы), и победители малярии на Кавказе. И изобретатель в мировом масштабе вирусологии Ивановский. И Ермольева — мать нашего пенициллина, которая сама себя для лучшего понимания болезни лечила от холеры, предварительно выпив культуру вибриона в 25 лет. А не постила в инстаграме фото, как ей тяжело на смене». Нужно привлечь к информационной работе «опытных врачей», они «могут вспомнить, как работали в Чернобыле, в Спитаке, на холере, на эболе, на сибирской язве, на хантавирусах, на грипп каждый год в 70-е студентов снимали».
Делать все это нужно для того, чтобы «растворить подвиг нынешнего поколения, который подается как не имевший аналогов в природе, в обычной работе советского врача»: «Это снизит градус истерии. Российские врачи и не с таким справлялись».
Министра — в Коммунарку!
«В случае заболевания одного из высокопоставленных чиновников» авторы предлагают использовать «кейс Бориса Джонсона» и создать «подобие реалити-шоу, показывающего, что чиновник лечится в той же Коммунарке, на общих основаниях, так же, как и все. Показать равенство перед лицом болезни, близость и человечность власти».
Показательная борьба с фейками: «наказать пару СМИ»
Особое место в записке занимают предложения по «снижению излишней тревожности за счет борьбы с фейками». Авторы отмечают: «В интернет-среде крайне популярной стали онлайн-лекции о разоблачении фейков. Поляна оккупирована представителями оппозиции. Ежедневно с разоблачением фейков в онлайне выступает антрополог Александра Архипова, мероприятия про происхождение и борьбу с фейками проводит Сахаровский центр. На теме фейков отметились политологи Е. Шульман, И. Яблоков и др.». В противовес предлагается создать «при участии АНО “Диалог” ежедневную научно-популярную телепрограмму с разоблачением новых, возникающих практически каждый день в регионах фейков».
Властям предлагается «применить закон о фейках показательно против нескольких блогеров, деанонимизировать пару популярных каналов телеграммных, наказать пару СМИ»: «По возможности наказать за кликбейт. Постараться сбить волну медийной истерики. При этом показать максимально подробно, за что именно наказали людей». СМИ нужно «заставить написать про инфодемию».
Будут ли все эти предложения приняты к исполнению мы, вероятно, увидим в самое ближайшее время. Кое-что очевидно, уже исполняется — ТАСС уже рапортовал, что ограничения, введенные из-за коронавируса, смягчены в двух третях российских регионов, появились сообщения о том, что в ряде регионов открываются салоны красоты и парикмахерские (Челябинская область, Республика Алтай, Иркутская область), а 14 апреля полиция пришла с обыском к Владимиру Воронцову, ведущему телеграм-канал «Омбудсмен полиции». Поводом стало уголовное дело, заведенное по новой «фейковой» статье 107.1.
Осталось дождаться, когда какой-нибудь высокопоставленный чиновник начнет вести прямой эфир из Коммунарки…