in

Революция в Кыргызстане: что известно к этому моменту

Сожженный автомобиль после акций протеста у дома правительства Киргизии. Фото: Абылай Саралаев / ТАСС

На третий день революции в Кыргызстане ситуация такова: за власть борются два координационных совета, парламент раздроблен, на улицах — демонстранты самых разных толков, а президент скрывается. Банки закрыты, в регионах люди грабят золотые месторождения и захватывают заводы. «МБХ медиа» рассказывает, как за последние сутки изменился Кыргызстан.

Последствия столкновений

Число пострадавших в ходе ночных столкновений с 5 на 6 октября в Бишкеке возросло до 911 человек — такую цифру сообщает Минздрав, отмечая, что это только те, кто обратились за помощью. Из них более 200 человек госпитализированы с различными травмами, семеро находятся в реанимации. Также пока известно об одном погибшем — 19-летний кыргызстанец был госпитализирован после взрыва, которым ему оторвало обе ноги. Молодой человек скончался в реанимации. Об этом сообщал главный врач Национального госпиталя Токтобай Маанаев. 

Утром 6 октября протестующие взяли под контроль основные административные здания Бишкека — «Белый дом», где находится администрация президента и парламент, здания правительства, Генпрокуратуры, Государственного комитета нацбезопасности (ГКНБ), мэрию Бишкека. Были назначены новые руководители силовых ведомств — МВД, ГКНБ, Финансовой полиции. ЦИК 6 октября признал результаты парламентских выборов недействительными из-за массовых фальсификаций. После захвата Белого Дома силовые органы не оказывали сопротивления революционерам и позволили освободить нескольких бывших политиков, находящихся под арестом или в заключении. Среди них были экс-президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, которого в июне этого года приговорили к 11,2 годам лишения свободы по делу о коррупции, а также бывшие премьер-министры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев.

Среди освобожденных был и бывший депутат Садыр Жапаров, которого в 2018 году приговорили к 11,5 годам колонии за организацию митинга и захват губернатора в заложники. Вскоре после освобождения Жапаров приехал на площадь Ала-Тоо и присоединился к восставшим, а на следующий день уже стал претендовать на должность нового премьер-министра.

Задержание Садыра Жапарова в 2017 году. Фото: Danil Usmanov / eurasianet.org
Борьба за власть

Днем 6 октября был создан “Координационный совет для восстановления правового поля”. В него вошли представители партий, подписавших 5 октября меморандум о несогласии с парламентскими выборами, из-за которых начались протесты. Совет возглавил лидер партии «Бүтүн Кыргызстан» Адахан Мадумаров. Он призвал законный парламент ( Жогорку Кенеш) сменить свое руководство и утвердить новое правительство народного доверия. По сообщениям СМИ, этому Координационному совету подчиняются около 1500 дружинников, которые сейчас обеспечивают порядок в городе и противостоят попыткам мародерских захватов зданий. Совет объявил о нескольких назначениях — в частности, выбрал нового мэра Бишкека. По некоторым данным, в этот совет входит и освобожденный политзаключенный Садыр Жапаров. Он смог 6 октября собрать на центральной площади около двух тысяч своих сторонников и заявил о желании занять должность премьер-министра.

По закону принимать решение о назначении премьера может только парламент Жогорку Кенеш. Он долго не мог собрать кворум, так как часть депутатов, выступающая в поддержку Садыра Жапарова, собралась отдельно в отеле «Достук», а выступающие против его кандидатуры собрались в Доме кино. В итоге поддерживающим Жапарова, по их заявлениям, удалось собрать большинство, и Жапаров был выдвинут на должность и. о. премьер-министра. Теперь он должен предоставить структуру правительства и программу, которые утверждаются парламентом.

В тот же день Верховный суд оправдал Жапарова, отменив решения Первомайского районного, городского и Верховного судов, осудивших бывшего депутата на 11,5 лет. При этом весь вечер в здание отеля «Достук» пытались ворваться люди с камнями и палками, по некоторым сообщениям, — сторонники Жапарова, желавшие, чтобы он с ними пообщался.

Тилек Токтогазиев (в центре) на заседании Народного координационного совета Киргизии. Фото: Абылай Саралаев / ТАСС

Несмотря на объявление о сборе кворума, Жогорку Кенеш не инициировал процедуру импичмента действующему президенту Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову, за которую выступали многие протестующие. Сам Жээнбеков заявил, что остается «легитимным президентом». Он признал, что Координационный совет «пытается вернуть ситуацию в правовое русло», и отметил, что «готов оказать свою помощь». При этом местонахождение президента неизвестно. На момент захвата Белого дома глава государства и его администрация успели покинуть здание. Утром 7 октября его пресс-служба сообщила, что Жээнбеков находится в Бишкеке, а позже выпустила обращение, в котором президент заявил, что «не стал подвергать риску человеческие жизни и не отдавал команду применять силу против тех, кто ворвался в здание «Белого дома»». Он призвал оппозиционеров вернуться в правовое поле.

7 октября появился новый «Народный координационный совет», собравшийся в Доме правительства. В него вошли лидеры партий «Чон казат», «Ордо», «Мекен Ынтымагы», а также представители партий «Реформы» и «Ыйман нуру». Совет сразу заявил, что распускает шестой созыв Жогорку Кенеша и берет все полномочия парламента, правительства и президента на себя. О выдвижении Садыра Жапарова на должность премьер-министра новый совет заявил, что парламент «не имел морального права» выбирать его премьер-министром и дискредитировал себя этим решением, поэтому должен быть распущен. Также члены нового координационного совета объявили люстрацию всех депутатов из партий «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан» и «Кыргызстан» с запретом занимать госдолжности сроком на 10 лет. “Народный совет” избрал на должность премьера своего кандидата — Тилека Токтогазиева, а кабинет мэра Бишкека занял Мирлан Бикитаев, сказавший журналистам, что его туда направил «координационный совет». Он не уточнил, какой именно, но первый совет накануне назначил мэром другого человека — Алмаза Бакетаева. Позднее издание Kaktus.media сообщило, что мэрию контролирует все-таки Бакетаев.

Также днем 7 октября около 300 сторонников члена партии «Чон казат» Сыймыка Жапыкеева заняли территорию генеральной прокуратуры Кыргызстана и потребовали назначить его генеральным прокурором.

При этом в Бишкеке есть и то, что у нас назвали бы «несистемной силой» — это собравшиеся на главной площади молодые люди. Они выступают против того, чтобы старые политики разделили между собой власть,  доставшуюся им после революции: «Многие из них не стояли тут под пулями, а теперь делят власть». Они также требуют импичмента президента Жээнбекова, который «стрелял в свой народ». К четырем часам дня 7 октября протестующие собрались возле Дома правительства.

Милиция сейчас находится под контролем бывшего замминистра МВД Курсана Асанова, и это пока не оспаривают другие силы. Он заявил, что «не поддерживает никакие политические силы» и собирается ориентироваться только на «интересы населения».

Курсан Асанов (в центре) 7 октября 2020 года. Фото: Абылай Саралаев / ТАСС
Борьба за золото

Пока в столице разные группы интересов борются за политическую власть, в регионах страны местные жители начали захватывать места добычи полезных ископаемых. Известно о захвате нескольких золотых месторождений, среди них Жамгыр, Бозымчак и Иштамберди. На последнем разработку вела китайская компания «Фул Голд Майнинг». Вечером 6 октября около 400 местных жителей выгнали с производства китайских сотрудников. Джеруй, второе по запасам золота месторождение страны, разграбили и подожгли. Помимо золотых рудников, жители Киргизии захватывали также угольные и медные месторождения.

В городе Кара-Балте местные жители захватили единственный в Кыргызстане завод по очистке золота, а в Бишкеке 60 человек попытались захватить офис «Кыргызалтына» — крупнейшей в стране золотодобывающей компании. Охране вместе с народной дружиной удалось отстоять офис. Позже стало известно, что за попыткой взять контроль над компанией стоит некий Алмаз Туманов, называющий себя новым председателем правления «по назначению координационного совета». Какой совет имеется в виду, он не уточнял, обе политические силы не делали заявлений о связи с Тумановым. На следующий день также появились сообщения о попытке захвата офиса другой золотодобывающей компании — «Кумтор». Удалось ли дружинникам остановить захват, неизвестно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.