Монополизация рынков и попытка правительства регулировать цены приводят в России к подорожанию продуктов, что особенно ощущается на фоне общемирового роста цен. Агентство Bloomberg даже включило Россию в список из пяти самых проблемных стран, где подорожание способно вызвать недовольство населения и даже может спровоцировать новую волну протестов. Вместе с экономистом Евгением Гонтмахером рассказываем, что происходит с ценами и насколько опасно это для Кремля.
От стола к протестам
Аналитики Bloomberg отметили, что мировые цены на продукты достигли максимума за шесть лет, чему способствовали возросший спрос со стороны Китая, уязвимые цепочки поставок и неблагоприятные погодные условия. При этом если в богатых западных странах люди могут позволить себе просто менять марки потребляемых продуктов, то в бедных такое колебание цен ощущается особенно болезненно.
Пять стран — Бразилию, Нигерию, Турцию, Индию и Россию — аналитики назвали в этой связи «горячими точками». Это крупные государства, происходящее в которых может оказать влияние на весь мир. В них средний уровень дохода населения, а расходы на продукты питания составляют большую часть потребительской корзины. На правительства этих стран, по мнению Bloomberg, оказывается наибольшее давление со стороны граждан, отчего они должны действовать быстро.
«Воспоминания о взлетевших ценах и пустых полках после распада Советского Союза до сих пор живы для многих россиян», — говорится в части отчета, касающегося России. Аналитики отмечают, что из-за акций протеста в поддержку Алексея Навального и снижения популярности президента Владимира Путина, последний настороженно относится к политическим последствиям роста цен на продукты питания. Например, недавно Россия ввела квоты, призванные ограничить продажу пшеницы за границу и снизить цены на нее внутри страны, а крупнейшим ритейлерам было поручено заморозить цены на некоторые продукты (например, на подсолнечное масло и сахар), которые сильно подорожали. Однако, полагают аналитики, такие ограничения могут в конечном итоге спровоцировать общую инфляцию.
«Россию может ждать реальная политическая мобилизация вокруг цен на продукты, — заявил старший научный сотрудник центра Peterson Institute for International Economics Каллен Хендрикс. — Авторитарные правительства, как правило, менее жестко относятся к протестам «из-за кухонного стола», чем к кампаниям против коррупции и авторитаризма. Между тем, как показала «арабская весна», первое может стать вторым — иногда очень быстро».
Россия ответила
В Министерстве экономики РФ уже поспешили возразить Bloomberg. «Подобная аналитика носит спекулятивный характер. Росстат, Минэкономразвития совместно с ФНС ведут оперативный мониторинг цен на продукты, что позволяет своевременно отслеживать колебание и влияние роста мировых цен на внутренние, — заявили в министерстве. — Правительство сосредоточено в целом на экономических инструментах, чтобы снижать влияние роста мировых цен на внутренние, а также на адресных мерах поддержки производителей в регионах».
В Министерстве сельского хозяйства РФ считают, что в России нет оснований для скачкообразного повышения стоимости продуктов питания, «продовольствие остается одним из самых доступных в Европе», а динамика цен производителей товаров сельского хозяйства на основные категории продовольствия соответствует сезонным тенденциям.
В Кремле заключение Bloomberg также не понравилось. «То, что многие почувствовали изменение своих доходов в худшую сторону, в сторону их уменьшения, это очевидно. Это произошло во всем мире. Но то, что в России это, дескать, более острая проблема, чем в других странах мира, вот с этим мы не согласны», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Неудобная статистика
В конце января Росстат опубликовал данные об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах в декабре 2020 года. Согласно им, за год в РФ цены на продукты выросли на 7,9%, в то время как в Европе за тот же период — на 1,1%.
С начала 2021 года по конец февраля цены на продукты подросли еще на 1,2%. Причем на отдельные категории товаров подорожание составило — 20,7% (помидоры), 18% (огурцы), 14,3% (картофель), 13% (морковь), 9% (лук репчатый), 2,6% (курица), 2,6% (рыба).
Как чиновники рост цен тормозят
В конце 2020 года президент Владимир Путин сильно удивился тому, что в России резко подорожали продукты. «Почему цены-то выросли? — спрашивал глава государства у подчиненных на совещании по экономическим вопросам 9 декабря. — А подсолнечное масло 23,8%? И продолжает расти. Мука 12,9 выросла, макаронные изделия — 10,5, хлеб и хлебобулочные изделия на 6,3%. Это-то почему?». После совещания чиновники начали работу с поставщиками и сетями и договорились о фиксации предельных отпускных и розничных цен на подсолнечное масло и сахар до конца первого квартала 2021 года.
Но цены на другие продукты попеременно продолжали расти. Продавцы объясняли это тем, что поставщики взвинчивают отпускные цены. Хотя, как писал «Коммерсант», сетевикам рекомендовали не принимать от поставщиков такие цены, «а с декабря рекомендация фактически превратилась в императив». Но своими силами продавцы сдерживать рост цен не смогли.
В январе 2021 года Минпромторг снова активизировал работу с поставщиками. Причем работа эта носила «неформальный характер»: «чиновники устно интересуются причинами и возможностью пересмотреть решение о повышении цен». Насколько эффективна эта тактика, судить сложно. В феврале, например, производители яиц и мяса птицы предупредили о повышении отпускной стоимости товаров на 10%.
Что говорят эксперты
В России есть несколько факторов, ведущих к росту цен на продукты, считает доктор экономических наук Евгений Гонтмахер. Первый — это монополизация рынков. В России, говорит эксперт, почти во всех сферах сильно монополизирована экономика. В такой экономике цены растут несмотря ни на что: между собой договариваются производители, оптовики, продавцы и другие участники рынка. При этом потребительский спрос в стране падает в последние годы из-за снижения доходов. Казалось бы, цены в такой ситуации должны снижаться, но они, напротив, ползут вверх.
«И это парадокс. У людей меньше денег, соответственно, меньше спрос. Но в этих условиях вся цепочка — от производителей до продавцов — начинает поднимать цены и ориентироваться на спрос со стороны среднего класса и высоко обеспеченных людей. То есть они хотят покрыть за счет этих категорий свои убытки, причиненные тем, что бедные люди стали меньше покупать. И это все сильно монополизировано», — говорит Гонтмахер.
Последний фактор, по словам собеседника «МБХ медиа» в том, что правительство РФ пытается регулировать цены на продукты. А любая попытка регулировать цены на практике всегда приводит к повышению риска дефицита на эти товары, и, соответственно, повышению на них цен. Поэтому, добавил Гонтмахер, с учетом этих факторов, анализ Bloomberg вполне оправдан.
Вместе с тем, эксперт не разделяет ту точку зрения, что между ростом цен на продукты питания и протестной активностью россиян может появиться связь. Евгений Гонтмахер напомнил, что в России люди не выходят на улицы из-за социальной повестки.
«Инфляция и дефицит товаров никогда не приводили к массовым волнениям. Это мы помним и по 80-м, и по 90-м годам. И даже недавняя пенсионная реформа в стране прошла относительно спокойно: люди погалдели, повозмущались немного, где-то даже провели какие-то митинги. И реформу приняли. А люди до сих пор недовольны, но на улицу не выходят. Хотя эта реформа задевает десятки миллионов людей. Народ у нас протестует по каким-то политическим мотивам, как мы видели в последнее время, и то — они не такие массовые, и власти их в общем подавляют», — сказал Евгений Гонтмахер.