in

Российским охотникам запрещают весну: как из-за коронавируса отменяют сезон 

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

 

Этой весной региональные власти ежедневно объявляют о переносе начала сезона охоты. Происходит это после того, как министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин рекомендовал главам субъектов РФ установить ограничения — то ли для сохранения природы, то ли чтобы горожане-охотники не заражали жителей удаленных районов коронавирусом.

Одни охотники видят в этих решениях противоречие Конституции, другие поддерживают региональные меры. Для некоторых россиян сезон все же откроется 9 мая, но только для жителей территорий, где охота является неотъемлемой частью жизнеобеспечения. Некоторые регионы разрешили охоту только местным жителям. Охотники и экологи рассказали «МБХ медиа», как эпидемия COVID-19 повлияет на поголовье медведей и вальдшнепов.

 

Экологи давно выступают против весенней охоты в принципе, ее отменяют в разных регионах независимо от карантина, рассказал «МБХ медиа» руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России Михаил Крейндлин. «Сама охота в это время наносит больше ущерба, особенно популяции птиц, это не этический момент даже, а экологический, боровую и водоплавающую дичь серьезно истребляют». Согласно оценкам орнитологов, во многих регионах России численность большинства видов водоплавающих птиц стремительно снижается. Существенную роль в этом процессе играет весенняя охота, а из-за безграмотности некоторых охотников снижается популяции более редких видов, даже внесенных в «Красную книгу». Охота в период размножения – мощнейший фактор беспокойства. Из-за нее птицы покидают гнезда, кладки гибнут, и все это приводит к снижению успешности гнездования. Кроме того, по мнению Крейндлина, весенняя охота косвенно способствует распространению весенних пожаров: «Эта зависимость есть, больше людей – больше пожаров».

 

По мнению охотоведа и главного редактора «Русского охотничьего журнала» Михаила Кречмара, эти запреты вообще нужны только для городских жителей, людям в селах плевать на сезоны и запреты, их никто не проконтролирует. «На три села размером с Бельгию будет один охотинспектор или ни одного. Для них это не браконьерство, а обычная жизнь, сезон они начнут и закончат, как посчитают нужным».

 

В контексте борьбы с пандемией меры разумные, все отнесутся к ним с пониманием, говорит Кречмар. Но вопрос отмены весенней охоты в принципе он считает политическим и не связанным с реальной жизнью.

 

По мнению охотника и владельца охотничьего магазина Александра Хосрова, настоящие охотники отнеслись к запрету с пониманием. Кроме того, по мнению Хосрова, похожие запреты необходимо периодически вводить в разных регионах и охотхозяйствах для профилактики: «Это определенно плюс для природы, у зверя будет меньше стресса, зверь будет тише, животных станет больше, такие каникулы нужны на год-два, пусть будет запрет на охоту, но сохранят остальные охотничьи мероприятия с подкормкой зверя. Во время карантина никакой охоты быть не должно, это очевидно, а к его концу зверей станет больше. Если запрета не будет, джипы, нивы, запорожцы из пятиэтажек выползут в регионы, это точно не самоизоляция. А деревенские и так могут гулять по лесу, сделать подкормку, сделать лабаз, лучше подготовиться к следующему охотничьему сезону».

 

Хосров видит и этическую проблему. Охотиться сейчас, по его мнению, когда после ненастоящей зимы наступила странная весна, не стоит: «Для животных эта погода тоже непонятна, у них тоже стресс, тетерева уже кукуют, но ночи холодные. В них просто жалко стрелять, яйца замерзнут». Но с позицией Greenpeace о полном запрете весенней охоты охотник не согласен, по его мнению, лучше ввести другие запреты, например, на охоту в берлогах. Согласно приказу министерства экологии и природных ресурсов «Об утверждении Правил охоты» с 2011 года запрещено охотиться на медведей, находящихся в берлогах в зимний период, но по мнению, Хосрова этот запрет никем не контролируется. Такую охоту предпочитают бизнесмены и чиновники. «Люди просто подъезжают на танке зимой, спрыгивают, будят медведя и в вылетающее животное с расстояния три-десять метров стреляют. И нет никакой гарантии, что в берлоге не медведица с медвежатами. Зимой животное спит, а вы его мучаете, это куда страшнее весенней охоты!»

 

По мнению эколога Крейндлина, риска роста браконьерства нет, многие граждане отнесутся к запретам ответственно. А кто был браконьером, тот им и останется, этим людям неважно, когда браконьерствовать.

 

Охотник Данила Шапенков создал петицию против отмены запрета в республике Коми. Он подозревает, что многие охотники нарушат запрет. «Охота — это смысл жизни, промысел, кто-то добывает себе питание, кто-то хочет самоизолироваться от городской белеберды. Почему в очереди в пятерочку стоять можно, а жить нормальной жизнью в деревне — нет? На охоту ездят не надолбить уток, а посидеть вечерочком на закате, поманить селезня, будет происходить диалог между охотником и зверем», – рассказывает Шапенков.

Петицию уже подписало три тысячи человек.

Охотник Александр Ларуков подписал петицию Шапенкова, по его мнению «охотник лишнего не возьмет, а возьмет свое, что ему дает природа. С короновирусом должны бороться те, кто его и придумал». Ларуков рассказывает, что для него охота душевный отдых, которого он ждет из года в год после зимней напряженной работы. «И не только я, поэтому считаю, что запрет на охоту необходимо отменить, так как многие люди нуждаются в этом», — говорит Ларуков. Без разрешения он охотиться не собирается.

 

В России весенняя охота впервые была запрещена указом Екатерины II в 1763 году, затем она неоднократно разрешалась и запрещалась вновь. В СССР весенняя охота частично или полностью была запрещена в 1926-1930, 1956-1960, 1969-1991 годах.

 

По данным Greenpeace, весенняя охота полностью запрещена в США и Канаде с 1913 года, в странах Евросоюза — с 1990-х годов, на Украине — с 2004 года, в Белоруссии периодически запрещается с 2005 года.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.