in

Россия и “Талибан”: как злейшие враги превратились в партнеров по переговорам и потенциальных союзников

Ополченцы Талибана в Афганистане, 1995 год. Фото: Haider Shah / AP

 

 

 

 

История взаимоотношений России с “Талибаном”  (движение признано террористическим и запрещено в России — “МБХ медиа”) насчитывает уже больше 20 лет. За это время они претерпели серьезные изменения, а в последнее время Москву и вовсе обвиняют в попытке сговора с талибами против США. О взаимоотношениях Кремля и “Талибана” — в материале “МБХ медиа”.

 

Движение “Талибан” зародилось на юге Афганистана среди пуштунских племен в середине 1990-х. Страну раздирала гражданская война, но талибам удалось быстро прийти к власти — уже в 1996 году они взяли под контроль большую часть Афганистана и установили там жесткие законы, основанные на шариатском праве. Сама страна в этот период носила название Исламский Эмират Афганистан. В том же русле “Талибан” проводил и внешнюю политику, установив тесные отношения с непризнанной Ичкерией — афганцы призывали всех мусульман к джихаду против России и снабжали чеченских боевиков деньгами и оружием. Те в ответ открыли свое посольство в Кабуле и консульство в Кандагаре. Официальных отношений с Москвой у “Талибана” при этом не было, а высшие российские чиновники даже угрожали военным ответом после того, как боевики усилили активность на границе с Таджикистаном.

 

Конец правлению талибов пришел спустя пять лет. В октябре 2001 года США начали военную операцию “Несокрушимая свобода” в качестве ответа на теракты 11 сентября. “Талибан” быстро утратил реальные рычаги управления страной и перешел к тактике партизанской войны против американцев. Член Совбеза России Сергей Иванов, который тогда занимал пост министра обороны, рассказывал, что талибы хотели наладить отношения с Москвой еще в первые дни вторжения: они связались с российскими пограничниками на таджикско-афганской границе и предложили вместе бороться с американцами. По словам Иванова, Россия ответила на это “всемирно известным англоязычным жестом “F*** off”.

 

Сближение Москвы с талибами началось несколько лет назад, когда обстановка в США и на Ближнем Востоке резко изменилась. В 2014 году террористическая группировка “Исламское государство” (запрещена в России) начала масштабное наступление в Ираке и Сирии, а также усилила влияние в других регионах. Именно в этот период российские представители начали заявлять о совпадении интересов в талибами, которые также боролись с ИГИЛ.

Среди причин, по которым Москва усиливает контакты с талибами, аналитики также называли постепенный вывод американских войск из Афганистана и ослабление влияния США в регионе. Несмотря на традиционное соперничество с Вашингтоном, Кремль опасается, что сворачивание военного присутствия США приведет к усилению радикального исламизма. Афганистан граничит сразу с тремя бывшими советскими республиками — Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном, поэтому у российских властей есть объективные причины для беспокойства. 

 

В ноябре 2018 года “Талибан” пригласили в Москву для участия в переговорах об урегулировании ситуации в Афганистане — это стало первым мероприятием такого высокого уровня, в котором приняли участие представители группировки. С ними встретился в том числе глава российского МИДа Сергей Лавров. Несколько раундов переговоров в том же формате также прошли в 2019 году. 

 

Совсем недавно тема отношений Москвы с “Талибаном” снова оказалась на первых полосах: газета The New York Times написала, что российские представители предлагали талибам деньги за головы американцев. Об этом якобы знало политическое руководство США, но ничего не предприняло в ответ. Эту информацию отвергли все стороны, замешанные в скандале: российский МИД назвал сведения газеты “незатейливым вбросом”, а Дональд Трамп и его окружение заверили, что лично президенту США об этом никто не докладывал. Что касается самих талибов, то они обвинили в провокации официальный Кабул, который, по их версии, предоставил журналистам недостоверную информацию.

Тесным контактам официальной Москвы с талибами не мешает даже тот факт, что группировка и сейчас считается в России террористической. Спецпредставитель президента по Афганистану Замир Кабулов объяснял, что снять этот статус с “Талибана” Россия сможет после решения Совета Безопасности ООН. В марте этого года США обратились в СБ с предложением больше не считать талибов террористами. Это произошло после заключения мирного соглашения между Вашингтоном и представителями группировки.

 

Совбез ООН пока так и не принял никакого решения по этому поводу, но Россия, очевидно, уже воспринимает “террористический” статус “Талибана” как формальность. Свидетельством этого является не только интенсивность взаимных контактов, но и публикации в государственных СМИ. К примеру, агентство “РИА Новости” берет интервью у представителя “Талибана”, при этом не упоминая о том, что эта группировка признана террористической и запрещена в России. Это же касается и новостей агентства, которое теперь предпочитает называть “Талибан” “радикальным движением”.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.