in

Россияне стали больше пить: как и почему меняется структура потребления

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

 

Согласно последнему опросу ВЦИОМ, россияне стали чаще употреблять алкогольные напитки. По сравнению с прошлым годом, доля наших сограждан, употребляющих спиртное, выросла на 7% и составила в итоге 67%.  С чем может быть связан рост потребления алкоголя? Какую роль в этом играют экономическая ситуация в стране и проводимая государством акцизная политика? Директор клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга Максим Черниговский называет две причины — это не только изменение статистики потребления, но и падение реальных доходов граждан.

«Если говорить о пиве, то раньше ориентировались на отчеты, которые сдавали предприятия. Сейчас заработал ЕГАИС в полном объеме, статистика потребления стала гораздо более точной, — говорит эксперт. — Вторая причина находится в экономической плоскости, потому что реальные доходы населения падают — в кризис, и это не только в нашей стране, объемы потребления алкогольной продукции начинают расти. Вот две причины, которые привели нас к тем удручающим цифрам».

18% россиян заявили, что выпивают несколько раз в месяц, раз в месяц выпивают 16% опрошенных, несколько раз в неделю алкоголь употребляют 6% россиян. Эти данные опубликованы в ежегодном мониторинге здорового образа жизни.

«Результаты опросов фиксируют повышение уровня потребления алкоголя в нашей стране: если в 2018 году о том, что вовсе не пьют спиртного, сообщали 40% россиян, то в 2019 году — уже 33%. Выпивают время от времени 67% граждан, однако в подавляющем большинстве случаев — не чаще нескольких раз в месяц», — говорится на сайте социологической службы.

Выше всего доля респондентов, употребляющих алкоголь два-три раза в месяц, — среди мужчин (27% против 10% женщин), а также среди людей в возрасте 35-44 лет (25%).

Если говорить об изменении структуры потребления алкоголя — предпочтений в крепком алкоголе, вине или пиве — то за последние годы структура не сильно изменилась, но если сравнивать показатели уже на протяжении десятилетий, то заметен тренд на уменьшение потребления и крепких напитков, и слабоалкогольных: «Структура потребления алкоголя меняется, но сравнивать изменение этого года и прошлого, на мой взгляд, неправильно, они не так значительны. Продажи пива и винодельческой продукции слегка выросли, но в то же самое время, если сравнивать продажи пива в 2019 и 2013 году — то потребление падает. Пять лет тому назад пиво потребляли гораздо больше, чем сейчас, десять лет назад тоже потребляли больше. Это связано с тем, что поменялась акцизная политика в отношении пива. За последние десять лет акциз на пиво вырос в 7 раз, это стало причиной того, что с 80 литров на душу населения потребление пива упало до 55».

Если же говорить о потреблении крепкого алкоголя, в первую очередь водки, то ее потребление падает последние 10 лет. Хотя акциз на водку продолжает оставаться высоким, но интенсивность его роста меньше, чем на пиво. «Это связано с тем, что потребитель водки по физическим причинам уходит. Потребителями водки всегда были люди советского периода воспитания. На его место заступает потребитель, который воспитан на пивной рекламе, этот потребитель не является устойчивым покупателем крепкого алкоголя, в связи с этим структура алкогольного рынка поменялась, потребление водки в России с каждым годом уменьшается. Всегда было так, что на водку акциз выше, чем на пиво. Но если говорить о тенденции роста, то на пиво произошло наибольшее увеличение акциза. Акциз на пиво изначально был невысоким, долгое время считалось, особенно в конце 1990-х годов, что потребление пива дистанцирует российских граждан от потребления крепкого алкоголя. Но эта политика себя не оправдала».

Однако доля потребления крепкого алкоголя в России продолжает оставаться высокой по сравнению с европейскими странами. В пересчете на абсолютный алкоголь (содержание алкоголя в потребляемых напитках) общая структура потребления алкоголя выглядит удручающей. «Где-то 43% — это крепкий алкоголь, 32% — это пиво, а оставшееся — это винодельческая продукция, игристые вина и слабоалкогольная продукция», — отметил Черниговский.

Эксперт видит проблему в том, что при росте цен в России продолжает развиваться нелегальный рынок алкогольной продукции, которая не облагается никаким акцизом, побороть его государство не может. «Если повышаются цены, в первую очередь, это влияет на то, что у нас в стране начинают больше пить нелегальной алкогольной продукции. С этим у нас полная вакханалия. Сейчас существует более трех тысяч сайтов, которые продают нелегальный алкоголь — в канистрах, по ночам — все можно найти в интернете. Повышения цен в первую очередь влияют не на структуру потребления, а на сокращение объемов легального рынка».

Рост алкоголизации россиян идет от производителей некачественной продукции, уверен Черниговский. Однако некоторые меры по изменению структуры потребления государство предпринимает. Эксперт считает, что они недостаточны.

«В 2013 году Путин был на экскурсии в Абрау-Дюрсо, после чего появилось известное постановление о том, что винодельческая продукция, произведенная из отечественного сырья и разлитая на территории России, считалась не алкогольной, а сельскохозяйственной продукцией. Эта продукция может рекламироваться, у нее снижен акциз, есть ряд преференций. Но есть проблема — у нас не так много сырья. Отечественные производители могут лишь на 40% удовлетворить необходимый спрос предприятий, производящих винодельческую продукцию. Восстановление виноградников после горбачевской реформы идет очень медленно. Сказать о том, что власть не делает определенных шагов, чтобы изменить структуру потребления, нельзя, но эти шаги очень нерешительные».

Одним из решений существующей ситуации эксперт называет введение преференций не только на российскую винодельческую продукцию, но и рекламу таких напитков.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.