in

«Будет прогрессирующий рост платных услуг». К чему приведет сокращение расходов на здравоохранение

Алексей Куринный. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Комитет Госдумы по охране здоровья поддержал проект российского бюджета на 2021-2023 годы. Орган одобрил документ даже несмотря на то, что он предусматривает постепенное сокращение доли расходов на здравоохранение. Чиновники же заявляют, что эта сфера «остается в числе важнейших приоритетов», а председатель комитета, единоросс Дмитрий Морозов, считает, что «важно подавать информацию не в миллиардах рублей, а в спасенных жизнях». Депутат Госдумы от фракции КПРФ, член комитета по охране здоровья Алексей Куринный рассказал «МБХ медиа» о возможных последствиях данной ситуации.

 

— Действительно ли расходы на здравоохранение в проекте бюджета сократились?

—Если ориентироваться на абсолютные цифры, консолидированный бюджет здравоохранения несколько вырос. Но если посмотреть на процент ВВП, то идет сокращение. В этом году у нас будет 4,1% ВВП предварительно, в следующем году 3,9% ВВП, а в 2023-м уже 3,6% ВВП. То есть идет прогрессивное снижение финансирования здравоохранения. Что и так не дотягивает до международных рекомендованных норм — я напомню, по данным ВОЗ на здравоохранение должно идти минимум 6% консолидированных государственных расходов. Это необходимо для поддержания отрасли и медицинской помощи на адекватном современным требованиям уровне. В Российской Федерации это условие, к сожалению, не соблюдается. Формально же — по чистым цифрам — там небольшой рост наблюдается, но если применить к ним процент ВВП и постоянные цены, то окажется, что финансирование здравоохранения в следующем году падает на три с небольшим процента.

 

— Почему так происходит?

— К сожалению, никаких внятных объяснений по этому поводу от Минздрава мы не получили, кроме неких общих слов на тему кризисных явлений в экономике страны. Правда, совсем непонятно, почему одна из самых необходимых, жизненно важных отраслей должна страдать наряду с остальными.

 

— Почему комитет по охране здоровья Госдумы поддержал проект бюджета?

— Там большое число представителей «Единой России». Они в силу партийной дисциплины и давно сложившейся ситуации поддерживают фактически любое решение правительства.

 

— Каким будет эффект от сокращения доли бюджета на здравоохранение в условиях пандемии коронавируса? 

— Эффект, как обычно — снижение качества и доступности медицинской помощи. У нас все отражается на этих показателях.

 

— Есть ли понимание, какие сферы окажутся наиболее пострадавшими? Может ли это, например, привести к сокращению выплат врачам, работающим с зараженными коронавирусом?

— Нет, я думаю, «ковидные» выплаты не сократят, и вообще все действующие нормативные акты, касающиеся оплаты труда, будут выполнены. Речь идет, скорее всего, об инфраструктурных проектах, которые будут вынужденно сокращены или ограничены в этих условиях. Речь идет, к сожалению, об отсутствии прогресса в части бесплатного лекарственного обеспечения для нуждающихся категорий наших граждан. То есть к лекарственному страхованию, обещанному в качестве обязательного элемента сначала в 2019-м году, а потом в 2021-м, мы не придем и в 2023-м году. А это одно из современных условий для развития здравоохранения. И, естественно, будет прогрессирующий рост платных услуг.

 

— Собираетесь ли вы добиваться пересмотра утвержденных цифр? 

— Безусловно, будем говорить о своих опасениях, будем требовать увеличения бюджета и вносить поправки ко второму чтению. Я не исключаю, что, возможно, правительство пойдет на некоторые уступки, в частности, при перераспределении средств. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.