Структурное подразделение «Ростеха» – корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) осталась без заказов на вагоны. Как сообщает РБК, ни один из крупнейших заказчиков предприятия не проявил интерес к сотрудничеству на 2021 и последующие годы. Представителям УВЗ приходится просить о покупке хотя бы нескольких вагонов, говорят знакомые с ситуацией источники. УВЗ уже несколько лет находится в кризисе, а когда-то представитель завода был доверенным лицом Владимира Путина и предлагал въехать в Москву на танке. «МБХ медиа» вспоминает, как это было.
Все начиналось хорошо
«Уралвагонзавод» считается крупнейшим в России производителем вагонов, военной техники и дорожно-строительных машин. Корпорация – единственная, кто производит в стране танки. Ее головной офис расположен в Нижнем Тагиле. В советское время завод сыграл значительную роль в Великой Отечественной войне. В частности, активно поучаствовал в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. После войны продолжил свою деятельность и в сфере гражданского производства.
В современной России «Уралвагонзавод» с 2007 года сотрудничал с РЖД. Тогда был подписан контракт на поставку 40 тысяч грузовых вагонов стоимостью 68 миллиардов рублей. Однако спустя два года УВЗ оказался на грани дефолта, в том числе из-за отсутствия новых заказов. Предприятию пришлось помогать государству, и в итоге в 2011 году завод выпустил свой миллионный вагон. А спустя еще год установил два мировых рекорда – за год было выпущено 28 000 вагонов и 120 000 вагонных осей. 2012 год называли одним из самых успешных в истории корпорации.
Холманских и его мужики
Чуть раньше, в декабре 2011 года, в Москве вспыхнули массовые протесты после выборов в Госдуму. Люди оказались недовольны результатами, согласно которым большинство мандатов вновь досталось «Единой России», и обвинили власть в фальсификациях. Из-за многочисленных акций протеста 6 декабря в Москву были введены внутренние войска. А 10 декабря состоялся известный и крупнейший митинг на Болотной площади. Тема декабрьских протестов тогда стала основной на прямой линии с Владимиром Путиным, прошедшей 15 декабря.
Во время трансляции прямой линии в какой-то момент в кадре появились рабочие «Уралвагонзавода». Чуть впереди стоял мало кому известный на тот момент Игорь Холманских, начальник сборочного цеха.
«Я хочу сказать про эти митинги, — начал Холманских. — Если наша милиция, или, как сейчас она называется, полиция, не умеет работать, не может справиться, то мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять свою стабильность, но, разумеется, в рамках закона».
«Подъезжайте», — ответил Холманских и «мужикам» Путин.
После этого разговора мужики остались работать, а Холманских сначала стал доверенным лицом Путина на президентских выборах в 2012 году, а затем – полпредом президента в Уральском федеральном округе. Впрочем, в 2018 году Холманских вернулся на «Уралвагонзавод», возглавив там совет директоров. Подводя итоги его полпредства, местные журналисты охарактеризовали их так: «Что ни делал — все танк получался».
Под санкциями и крылом «Ростеха»
Пока Игорь Холманских был занят государственными делами, «Уралвагонзавод» вступил в период финансовой пертурбации, начавшейся еще с конца 2012 года и только набиравшей оборот. В 2014 году США ввели санкции против России в связи с событиями на Украине. Под них попал и УВЗ. Кроме того, ухудшил ситуацию экономический кризис. В результате, в 2015 году завод отправил в отпуск «до лучших времен», по разным данным, от пяти до семи тысяч рабочих. Мэр Нижнего Тагила, в свою очередь, предложил мужикам поработать пока на стройке. А в руководстве предприятия признали: спрос на вагоны снизился. В 2015 году убытки завода составляли порядка 18,7 миллиардов рублей, а через год — более 16 миллиардов рублей. В СМИ поползли слухи о возможном банкротстве. Одним из тех, кто объявил о намерении подать в суд соответствующий иск, стал «Альфа-банк».
В сентябре 2016 года масла в огонь подлил Дмитрий Рогозин, работавший тогда вице-премьером и курировавший ВПК. Он написал письмо Владимиру Путину, в котором пожаловался на руководство «Уралвагонзавода», предложил уволить гендиректора Олега Сиенко, а само предприятие отдать «Ростеху». Что в конце концов и произошло. Правда, как писали в 2018 году «Ведомости», «менеджмент из «Ростеха» не изменил прежнюю программу развития компании до 2025 года и по большому счету ничего не меняет в тех планах, которые были приняты при Сиенко». В том же 2018 году Иван Сафронов писал в «Коммерсанте» о планах правительства продать 49% акций «Уралвагонзавода». Однако эксперты отмечали, что найти покупателей будет сложно, в том числе потому, что предприятие оборонное – а значит, иностранный капитал сюда вряд ли допустят. С другой стороны, и в России сложно будет найти инвесторов, согласных одним лотом взять «военную» и «гражданскую» отрасли. В 2019 году глава «Ростеха» Сергей Чемезов назвал «Уралвагонзавод» в числе самых проблемных активов госкорпорации. Его убытки тогда он оценил 2,1 миллиарда рублей.
Туманное будущее
Как пишет РБК, крупнейшими заказчиками «Уралвагонзавода» среди грузоотправителей и операторов в разные годы были СУЭК, «дочка» РЖД – Федеральная грузовая компания и Первая грузовая компания (ПГК). Но на будущий год контракты ни с кем из них не заключены. Сами РЖД тоже не проявили интереса к продукции завода. Поэтому сейчас «представителям УВЗ приходится просить о покупке хотя бы нескольких вагонов», отметил в беседе с изданием один из источников. Ситуация, считают эксперты, объясняется профицитом на рынке вагонов.
В последние годы завод выживает преимущественно за счет оборонки и экспорта военной техники. Только УВЗ в России производит танки. В начале года сообщалось о планах начать поставки новых Т-14 «Армата» для нужд Минобороны. Кроме того, сообщалось о том, что к «Арматам» проявил интерес и Каир. Летом 2020 года стало известно, что Египет закупает российские танки (Т-90МС) на 2,5 миллиардов долларов. Годом ранее Индия заключила с Россией контракт на поставку танков на 2,8 миллиардов долларов. Хотя директор предприятия Александр Потапов в феврале 2020 года признавался: «На гособоронзаказе не заработаешь».
У УВЗ есть еще Челябинский тракторный завод, но он тоже находится в глубочайшем кризисе, в том числе потому, что не выдерживает конкуренции с китайской техникой.
В начале октября 2020 года сообщалось, что правительство поможет УВЗ с долгами, которые, включая долгосрочные и краткосрочные, могут составлять более 100 миллиардов рублей. Согласно законопроекту о бюджете РФ на 2021-2023 годы, Уралвагонзавод может отложить по крайней мере возврат кредита ВТБ под государственные гарантии до 2029 года.