in

Самолет над Синаем и взрывы в Магнитогорске: как власти замалчивают причины катастроф

Египетский военный на месте крушения российского авиалайнера на Синайском полуострове, 1 ноября 2018 года. Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом. Как и в случае с взрывом в Магнитогорске, российские власти в течение нескольких недель не признавали авиакатастрофу терактом — о том, что на борту сработало взрывное устройство, глава ФСБ Александр Бортников сообщил только 16 ноября. Рассказываем, как менялась позиция властей по ходу расследования.

Самолет, летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров и перестал выходить на связь через 23 минуты после взлета. Его обломки обнаружили поисковые группы египетского правительства. Все находившиеся на его борту 224 человека (7 членов экипажа и 217 пассажиров) погибли.

Сразу после сообщений о крушении самолета Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена») — основной версией стала техническая неисправность. В офисах «Когалымавиа» и аэропорту «Домодедово» прошли обыски. В Госдуме тут же предложили законодательно запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет, так как срок службы разбившегося лайнера был больше 18 лет.

В то же время агентство Рейтер сообщило со ссылкой на неназванный источник в службе безопасности Синайского полуострова, что предварительный осмотр разбившегося лайнера указывает на техническую неисправность. Минтранс РФ подтверждал эту точку зрения: по словам министра транспорта Максима Соколова, заявления о причастности террористов к крушению лайнера нельзя считать достоверными, несмотря на то, что одна из группировок, подконтрольных запрещенному в России ИГИЛ, взяла на себя ответственность за катастрофу еще 31 октября.

Подтверждение тому, что произошел теракт, в течение нескольких дней появлялись в разных источниках, но российские власти хранили молчание: Минтранс заявил, что нужно дождаться результатов расследования, прежде чем строить версии крушения.

3 ноября «NBC» сообщила со ссылкой на источник в оборонных структурах США, что разведывательный спутник зафиксировал тепловую вспышку в то же время и в том же месте, где находился перед крушением российский самолет. При этом никаких подтверждений тому, что он сбит ракетой, не обнаружили — от нее бы тоже остался тепловой след. Тогда же «Фонтанка» сообщила, что у пассажиров из носовой части самолета обнаружили осколочные травмы, что может свидетельствовать о взрыве на борту. «ТАСС» опровергал эту информацию со ссылкой источник в Центре судебно-медицинской экспертизы.

Акция памяти в Санкт-Петербурге по погибшим в авиакатастрофе самолета А321 над Синаем, 2016 год. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

5 ноября британские и американские спецслужбы поддержали версию взрыва на борту: по их версии, сторонники ИГИЛ заложили в самолет взрывное устройство перед вылетом из Шарм-эль-Шейха. 7 ноября они же сообщили о перехвате переговоров боевиков ИГИЛ, которые подтверждают, что они планировали теракт заранее.

Но российские власти признали, что над Синаем произошел теракт, только 17 ноября: по сообщению Кремля, об этом Владимиру Путину сообщил глава ФСБ Александр Бортников в ходе совещания членов Совета безопасности РФ об итогах расследования причин крушения самолета «Когалымавиа». Он доложил, что «в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте».

По мнению независимого немецкого эксперта по безопасности полетов Тима ван Беверена, власти уже давно располагали информацией о том, что произошел теракт, так как обнаружение следов взрывчатки — это «азы расследования причин авиакатастрофы». По его мнению, официальные заявления о теракте «придержали» из политических соображений: за два месяца до этого Россия начала военную операцию в Сирии, и в Москве не хотели бы, чтобы ее связывали с гибелью гражданского самолета.

13 ноября 2015 года в Париже произошла серия терактов, которые стали крупнейшими по количеству жертв за всю историю Франции: взрывы возле стадиона «Стад де Франс» в Сен-Дени, расстрел посетителей нескольких ресторанов, а также бойня в концертном зале «Батаклан», где в заложники взяли около 100 человек. По мнению источника «Deutsche Welle», независимого московского военного эксперта Павла Фельгенгауэра, именно эти события могли стать причиной того, что Москва пересмотрела свое мнение насчет публикации результатов расследования.

«Сейчас основная стратегическая цель России — продвигать идею новой „антигитлеровской коалиции“. Видимо, решено воспользоваться моментом после парижских терактов, чтобы добиться стратегических целей», — так эксперт прокомментировал сообщение Бастрыкина о причинах авиакатастрофы.

Ситуация вокруг объявления причин взрыва в жилом доме в Магнитогорске 31 декабря похожа на то, что происходило в 2015 году. Пока официальные результаты расследования не опубликованы, СМИ и эксперты строят версии о том, было ли это взрывом бытового газа или терактом. Например, Znak.com еще 1 января сообщил о следах гексогена в одной из квартир (позже Следственный комитет опроверг эту информацию), а 18 января городской портал «74.ру» и проект «Baza» опубликовали расследование о взрывах в Магнитогорске: например, они нашли, кто находился в «Газели» в момент взрыва и кому она принадлежала.

18 января издание SITE Intelligence Group со ссылкой на арабскую газету «Аль-Наба» сообщило, что ответственность за взрывы в Магнитогорске взяла террористическая группировка «Исламское государство», а почти трехнедельное молчание после взрыва террористы объяснили «соображениями безопасности». Следственный комитет РФ призвал не доверять сообщениям «террористических организаций, которые, как известно, приписывают себе все резонансные происшествия в разных странах мира».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.