in

«Сделать московское образование послушным»: чем запомнился Исаак Калина — экс-глава департамента образования Москвы

Исаак Калина. Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ

 

Мэр Москвы Сергей Собянин отправил в отставку главу департамента образования столицы Исаака Калину, который занимал эту должность 10 лет. За это время он продвинул реформу по объединению школ и детских садов в огромные образовательные комплексы, за которую его активно критиковали, ввел систему доплат учителям, зависящую от рейтинга школы, «черные метки» для педагогов и сравнил детей с огурцами.

Рассказываем, как изменилась при Калине система московского образования и что думают о его уходе педагоги.

Исаак Калина с 1996 по 2002 годы возглавлял главное управление образования администрации Оренбургской области, с 2007 года занимал должность замминистра образования и науки России. В ноябре 2010 года чиновник возглавил департамент образования Москвы, сразу после прихода Сергея Собянина, и ему поручили реформировать «лужковскую» систему городского образования.

У него две госнаграды — Орден Почета за заслуги в области образования и науки и многолетнюю плодотворную работу и звание Заслуженного учителя России.

Слияние и оптимизация 

Московские педагоги активно критиковали главу департамента за реформу по слиянию и «оптимизации» московских школ и других образовательных учреждений, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одаренных детей, которая началась в 2011 году. Опыт Москвы должен был стать моделью для объединения школ и детсадов в разных регионах России.

Объясняя свою идею, Исаак Калина сравнил детей с огурцами, которые при попадании в один рассол становятся одинаково солеными. «Если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками», — заявил он.

«Если оценивать Калину как менеджера, который выполняет поставленную перед ним задачу, то, судя по всему, он эту задачу выполнил. Ему нужно было сделать московское образование не таким, какое оно было, надо было сделать его абсолютно послушным. Чтобы все школы, все учителя, все директора были полностью подчинены. Это он успешно сделал», — рассказал «МБХ медиа» сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Послушные директора и недовольное большинство

Согласно данным, собранным социологами для профсоюза «Учитель» с января по апрель 2016 года, в целом родители и педагоги оказались недовольны проводимыми реформами. Также это подтверждается в многочисленных петициях, касающихся деятельности Исаака Калины на сайте change.org, в одной из которых родители просят прокуратуру проверить деятельность главы департамента образования.

Все заинтересованные в образовательном процессе оказывались в атмосфере слухов, неопределенности и непонимания, что, безусловно, порождало сложные отношения в коллективе, утверждается в исследовании. В наибольшей степени реформами оказались довольны те педагоги, у которых в школе после объединения осталось все по-прежнему. Реформы не стали проблемой также в тех случаях, когда директор проводил политику открытости, обсуждал с коллективом и родителями перспективы школы, условия труда и другие планы и проблемы.

Чаще всего педагоги жаловались на управленческие проблемы в новых «образовательных комплексах». Большинство учителей признали систему «одна школа — один директор» более эффективной, чем управление одним директором огромным комплексом. К тому же, при выстраивании этой «образовательной вертикали», сократили множество директоров школ. Точной статистики по сокращенным нет, но, по словам сопредседателя профсоюза «Учитель», вместо примерно двух с половиной тысяч школ в Москве осталось около 800.

Исаак Калина и Сергей Собянин. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Прежних директоров также заменили на новых, молодых, без опыта работы в системе образования, но склонных к резким и кардинальным переменам. «Когда молодому человеку обещают большие деньги и говорят, что он их получит, если будет послушным, то, понятно, что большинство молодых людей в такой ситуации будут послушными», — говорит Луховицкий. «Теперь вместо директоров-педагогов “эффективные менеджеры”, а значительная часть учителей тянет на себе гигантскую работу, рассчитывая получить большие деньги, не думая при этом, насколько они унижены и обижены — лишь бы деньги платили», — добавил он. Также, по его словам, Калина и Собянин игнорировали многочисленные петиции и обращения, которые с 2013 года подписывали педагоги и родители, с просьбами провести проверки или не проводить реформы.

В 2014 году на митинг против объединения школы «Интеллектуал» со школой № 1588 и сокращения ее финансирования ниже базового уровня вышли почти полторы тысячи человек. Его участники просили сохранить «особые» школы и индивидуальный подход в образовании для детей с особенностями, «трудных» или «одаренных»  детей. На последующих акциях протеста митингующие уже требовали увольнения Исаака Калины, скандируя «Калину в сад».

Старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Григорий Юдин говорит, что больше всего претензий у педагогов и учителей вызывала сама резкая нелиберальная политика Калины, а именно, слияние школ образовательные центры, выстраивание системы, в которой значительную вознаграждения учителей составляют нефиксированные надбавки, и, тем самым, их подчинение бюрократам, которые заняли места прежних директоров. «Это сильный удар по профессиональному сообществу», — отмечает социолог. 

Доплата или «черная метка» 

Департамент образования в годы «правления» Калины ввел базу информации о московских учителях. Она позволяет поставить педагогу отметку «не рекомендован» без какой-либо аргументации. По факту это означает запрет на профессию. Чиновники признают, что такие отметки выставляются, но отрицают, что это мешает педагогам устроиться в другие московские школы.

«Это все к тому, что школа должна быть послушной и управляемой. Если учитель выходит за рамки — ему ставят “черную метку”. Мы неоднократно уже судились, но с точки зрения нашего судопроизводство в этом нет ни нарушения частной жизни, ни трудовых отношений», — рассказывает сопредседатель профсоюза «Учитель».

При Калине ввели систему доплат учителям, зависящую от рейтинга школы и самих педагогов. «Это позволило всех учителей “держать на крючке”», — считает Луховицкий. Он также уточнил, что экс-глава департамента начал применять «подушевое финансирование», что привело к тому, что классы в школах стали по 35-40 человек, а маленькие классы стали невыгодны.

Что будет дальше

В указе об отставке говорится, что Калина ушел по собственному желанию в связи со сменой места работы. Другим указом мэр назначил новым главой департамента образования Александра Молоткова, который последние три года был заместителем Калины.

По мнению Григория Юдина, со сменой главы департамента в московской системе образования ничего не изменится, учитывая обстоятельства ухода Калины. Он также напомнил про скандал с другим заместителем руководителя Департамента образования города Москвы — Мариной Смирницкой. В этом году ее уличили в принуждении к голосованию. В расследовании оппозиционера Алексея Навального фигурировала аудиозапись, на которой, как утверждается, чиновница требует от сотрудников отчитаться о пройденной регистрации. Сама Смирницкая назвала аудиозапись фейком и это не привело ни к каким проверкам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.