in

«Сейчас никак не оправдаться». История случайного прохожего, задержанного за участие в митинге

Александр Карпов
Александр Карпов. Фото: из личного архива

2 февраля во время акции протеста в поддержку Алексея Навального 18-летний Александр Карпов работал в магазине Benetton на Тверской. После смены на улице его окружили и задержали сотрудники ОМОН. Суд привлек Карпова к административной ответственности и наложил на него штраф в размере 10 тысяч рублей. 

Сотрудники Benetton были в курсе происходящих за стенами магазина задержаний: в тот вечер некоторые из них отпросились домой пораньше, чтобы не попасть в гущу событий. «Они дали нам информацию, что в переходе и в самом метро уже стоят сотрудники, которые выборочно забирают людей», — рассказал Карпов.

В 22:30 Карпов с коллегами закончил смену, закрыл зал, поучаствовал в общем собрании и пошел в сторону главного выхода. По его воспоминаниям, времени на то, чтобы взвешенно подойти к выбору пути к метро у сотрудников не было: «Все были на нервах, в основном все хотели как можно быстрее закончить и уйти». 

Выйдя на улицу, сотрудники Benetton увидели в двадцати метрах от входа ОМОН и стали размышлять, как им выйти из ситуации. «Если спустишься в метро — есть шансы, что тебя заберут, если останешься здесь — есть шансы, что заберут, оставался выход дойти до Маяковской», — вспоминает свою беседу с коллегами Карпов.

Сотрудников магазина и оказавшихся рядом протестующих взяли в окружение омоновцы. «Было довольно страшно, когда нас окружали. Насмотрелись видео с предыдущих акций, как к людям, которые не сопротивлялись, применяли грубую силу. Очень не хотелось прочувствовать это на себе. Но было понятно, что это безысходно, что сейчас никак не оправдаться», — сказал Карпов.

Каждые 15-20 секунд кого-то из находящихся в окружении забирали правоохранительные органы. Из сотрудников Benetton не повезло Карпову. Сразу после его задержания другие шестеро работников дозвонились до менеджера, который пустил их обратно в магазин.

«Сотрудники ОМОНа спросили, что я здесь делаю, пока вели меня. Я сказал, что я вышел с работы. Они ответили, нормальные люди в это время дома находятся. Я не стал говорить ничего в ответ», — рассказал Карпов. В автозаке он предпринял еще одну попытку объяснить, что работает в местном магазине, но сотрудник ОМОНа ответил, что с этим будут разбираться уже в отделении.

Карпова и 25 протестантов отвезли в ОВД района Теплый стан, где он провел семь часов. По его воспоминаниям, задержанные сидели в подвальном помещении ОВД, в котором находятся машины и техника. В отделении Карпову не удалось доказать свою невиновность, и он получил повестку в суд. 

Всего Карпов побывал на четырех заседаниях. По словам адвоката Михаила Степанова, такое количество слушаний было обосновано тем, что судья пыталась вызвать и допросить омоновцев, которые задерживали Карпова. Но они ни на одно из заседаний не явились. «Вопросы, которые им бы задавались, они бы просто не смогли на них ответить. Знали ли они, что он там работает, вообще как происходило задержание», — сказал «МБХ медиа» адвокат.

Со стороны обвинения в качестве доказательства был только протокол полиции. Адвокат Карпова в качестве аргументации предоставил видеозаписи его выхода из магазина, видео с камер наружного городского наблюдения, видео с задержанием от «Медиазоны», скан расписания его трудового дня, копию трудового договора и показания двух свидетелей, которые находились с Карповым на смене. 

Судья привлекла Карпова к ответственности по 20.2 КоАП РФ и наложила штраф в десять тысяч рублей. По словам Карпова, ей показалась недостаточной аргументация адвокатов, необходимы были пояснения и дополнительные доказательства. «На записи с камеры издалека видно момент задержания. Я так полагаю, что она хотела, чтобы был ближний план. Но как может быть ближе? Я официально запрашивал записи с камер видеонаблюдения — больше ничего нет. Если этого не было сразу, как мы это найдем?», — рассказал адвокат Степанов.

«Наслушавшись, я понял, что шансов на победу в этом деле нет, но я ожидал чего-то более правового. До последнего складывалось ощущение, что, вот, сейчас свершится правосудие, мы предоставили все что могли, сделали все что можно. Но не свершилось», — заключил Карпов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.