in

Серная кислота и пестициды. В Рязани 10 лет не могут закрыть свалку опасных отходов

Фото: Олег Кабанов

 

 

Полигон опасных отходов I-IV класса опасности действует на окраине Рязани, в поселке Турлатово. Против размещения химической свалки в населенном пункте протестовали экологи, открыто выступал ОНФ, гражданские активисты проводили акции. Об опасности свалки писали региональные и федеральные СМИ. В 2013 году полигон почти закрыли по решению суда, губернатор тех лет Олег Ковалев пообещал «жестко пресекать» новые попытки открыть свалку химических отходов. Но в 2019 году полигон продолжает работать, распространяя по всей округе ядовитую вонь.

 

Мертвые птицы в черном болоте

Автомобильные покрышки, просто ржавые бочки и бочки с мазутом, кислоты в небольших емкостях и утопшие в черной жиже птицы — эти и многие другие опасные отходы хранятся на открытом полигоне на окраине Рязани. Если точнее — в 10 км от здания городской администрации и в двух километрах от администрации Турлатовского сельского поселения. Примерно в 400 метрах — садоводческое товарищество «Химик-1», в котором люди выращивают для себя «полезные» овощи, в 50 метрах — впадающая в Оку река Листвянка. О полигоне заговаривают с периодичностью раз в один-два года: общественники поднимают вопрос об опасности такого рода свалки в черте города, профильные ведомства проводят проверку, нередко обещают закрыть свалку. На какое-то время информационный шум затихает, и все повторяется. 

Фото: Олег Кабанов

Впервые о «нехорошем месте» заговорили в 2010 году — тогда прокуратура установила, что бывшие очистные сооружения развалившегося завода «Химволокно» превратились в полигон для складирования отходов I класса опасности незаконно. Выдача лицензии рязанской «ООО-шке» была признана незаконной, после чего фирма переименовалась и продолжила ту же деятельность. В 2011 году лицензии лишили и эту фирму, через год Рязанское отделение ОНФ попросило президента Путина посодействовать закрытию ядовитой свалки в черте города, и областной суд вынес окончательное решение: запретить размещение отходов I-IV класса опасности в Турлатово. Но в 2014 году еще одна переименованная фирма получила разрешение на захоронение опасных отходов на полигоне. В 2017 году на свалке начинает проверку целая комиссия, состоящая из экологов, природоохранных и силовых ведомств, включая ФСБ. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту необратимого загрязнения почвы… В марте 2019 года на полигон завезли отходы крахмального производства, относящиеся к III классу опасности. Региональное министерство природопользования, природоохранная прокуратура, Роспотребнадзор снова начали проверку. И на год с лишним турлатовский ядовитый полигон исчез из новостной повестки рязанских СМИ. 

Свалка для всех 

В середине июня 2019 года владелец ближайшей к свалке дачи Олег Кабанов опубликовал во «ВКонтакте» с десяток фотографий, на которых запечатлел полигон ядовитых отходов во всех подробностях. 

— У нас некоторые люди… не люди, не знаю, как их назвать, ночью привозят бочки с мазутом, разгружают, топят все в этом болоте, потом загоняют бульдозера, равняют и закапывают, чтобы днем этого не было видно, — рассказал он тележурналистам.

Фото: Олег Кабанов

Корреспонденту «МБХ медиа» Кабанов уточнил: завозят практически каждую ночь, садоводам их товарищества слышен грохот многотонных машин. Все знали, что по-соседству с ними свалка, но что настолько ядовитая — семья Кабановых узнала не так давно. Решили с женой искупаться, переплыли на другой берег и обратно, вышли на берег прямо на месте складирования всевозможной химии. По его словам, публикации снимков в сети — это акт отчаяния, последняя надежда, потому что до этого садоводы долгое время жаловались в надзорные органы. С одной стороны, Роспотребнадзор препятствует дальнейшей работе свалки, с другой — она продолжает работать, как и работала все эти годы, принимая ядовитые отходы со всех ближних и дальних регионов России: Липецка, Брянска, Волгограда, Якутска, Тулы, Магадана и других. В этом смысле Рязань можно смело назвать химическим отстойником всех опасных предприятий страны. При этом министерства и ведомства спешат откреститься от свалки. Глава сельского поселения снял с себя ответственность, так как точный адрес свалки таков: г. Рязань, район Турлатово, д. 1, сооружение 1. От рязанских властей никаких заявлений по поводу свалки не поступало вообще. В природоохранной прокуратуре прокомментировали: нарушено природоохранное законодательство, заявление об этом направлено в региональное министерство природопользования. Сотрудники Минприродопользования снова взяли пробы почвы и отходов, результат пока неизвестен. 

Тем временем Олег Кабанов записал видеообращение на прямую линию с президентом Владимиром Путиным, во время которого установил флаг России и своего садоводческого товарищества посреди черного химического болота. Он попросил помочь ликвидировать эту свалку, потому что «местные власти совсем не помогают». Просьба не прозвучала в прямом эфире, поэтому, скорее всего, жалобу в который раз спустят на областной, затем на городской уровень. 

 

Не очень прозрачный бизнес

Рекордное количество раз земельный участок с кадастровым номером 62:29:0120005:186 (шламонакопитель 1960 года постройки) с 2006 года переходил из рук в руки — 16 раз. Чаще всего это были одни и те же «руки», но с разными названиями. Только за ноябрь и декабрь 2006 года участок четырежды поменял хозяев, среди которых были рязанские и московские предприниматели. С 2007 по 2011 год земля еще несколько раз поменяла владельцев — ими становились физлица, среди которых чаще всего фигурирует фамилия Деевых: Тамара Алексеевна, Алексей Валерьевич и Валерий Юрьевич. Земля также побывала во владении московской управляющей компании «Вектор», занимающейся сбором отходов — ею руководила Наталья Вадимовна Деева. В последующие годы хозяева земли — компании «Алвар», «Парибас» и «Экоресурс» так или иначе, по данным «Спарк-Интерфакс», связаны с семьей Деевых. По данным Росреестра, с января 2019 года участком владеет Закрытое акционерной общество «Экоресурс» — организация включена в негативный реестр СПАРК-Интерфакс, так как отсутствует по юридическому адресу регистрации. 

С владельцем свалки — такая же неразбериха. Портал СРБ.62 («Союз Рязанского Бизнеса») утверждает, что владельцем ядовитого бизнеса является Алексей Деев — руководитель компании «Экошлак» и председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами Рязанского областного отделения «Опоры России». Но в базах данных «СПАРК-Интерфакс» и «Контур. Фокус» совладельцами и руководителями организации значатся совсем иные граждане. Кроме того, «Экошлак» зарегистрирован не в Рязани, а в соседнем Липецке. Алексей Деев значится в истории предприятия как бывший директор, который обанкротился в 2016 году. Такое же несчастье произошло в 2017 году с его папой — Валерием Деевым, которого называют настоящим владельцем свалки опасных отходов. В 2013 году, когда официально свалка якобы прекратила свою деятельность, Валерий Деев открыто заявил журналистам, что полигон работает и будет работать. В конце мая Алексей Деев пригрозил региональному Роспотребнадзору пожаловаться на воспрепятствование ведению бизнеса генеральному прокурору России Юрию Чайке, в июне тоже обратился на прямую линию с президентом с сообщением: в Рязани препятствуют проведению мусорной реформы, а на территорию его предприятия регулярно «проникают проверяющие». По его словам, «в ночь с 18 на 19 июня к нам на территорию без документов проникли представители регионального министерства природопользования и Росприроднадзора вместе с общественниками и телевидением. А сегодня ночью наше предприятие подожгли. Мы отстояли завод от пожара. Помогите нам запустить его, и уже начать мусорную реформу в Рязанской области». О поджоге какого предприятия идет речь — непонятно, на кадрах видно, что горят только груды мусора под открытым небом. 

 

Документов не обнаружено

По словам председателя региональной общественной организации «Центр экологической экспертизы» Галины Кузьминой, этого полигона не должно быть в данном месте всего лишь по двум очевидным причинам: он расположен в черте города, в нескольких сотнях метров от жилого массива в Турлатово, меньше километра от свалки до поселка Строитель. 

— Не соблюдены санитарно-защитные зоны: если на полигоне размещены отходы I класса опасности, то до ближайшего жилья должно быть не менее километра. Еще одно: эти шламонакопители уже слишком устаревшие, им около 60 лет, а что сваливали и сливали в них в последнее десятилетие или больше, мы не знаем, — высказала она свою точку зрения. 

Если даже оставить в стороне ущерб, нанесенный окружающей среде, перечисленных двух причин должно хватить для окончательного закрытия полигона. Подобные доводы не убеждают владельцев ядовитой свалки, они называют действия экоактивистов происками конкурентов: за возмущенным садоводом Олегом Кабановым якобы кто-то стоит.  По словам самого Кабанова, за ним стоит лишь его семья и другие садоводы, которые опасаются есть овощи со своих участков.

По информации пресс-службы УМВД по Рязанской области, во время проверки полигона никто из руководителей организации не смог предъявить документов, правоустанавливающих сбор и хранение отходов. Полицейские возбудили производство об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП, проверка законности перевозки и складирования отходов разного класса опасности продолжается.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.