in

«Шпионка», «политзаключенная»: что известно о Марии Бутиной, заключившей сделку со следствием в США

Председатель правления МОО "Право на оружие" Мария Бутина во время акции в защиту прав граждан на ношение оружия и самооборону, 21 апреля 2013 года. Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин

Суд столичного округа Колумбия в Вашингтоне назначил на 13 декабря слушания, на которых арестованная в США россиянка Мария Бутина изменит свои показания и может признать себя виновной по одному или нескольким пунктам обвинения. Ее обвиняют в лоббировании российских интересов в США без регистрации в качестве иностранного агента. Рассказываем, кто она такая, в чем ее обвиняют, и почему она пошла на сделку со следствием. 

Мария Бутина родилась в Барнауле, где закончила Алтайский государственный университет по специальности политология. Там же она закончила аспирантуру и стала членом Общественной палаты Алтайского края.

В 2011 году Бутина переехала в Москву и основала общественную организацию «Право на оружие», выступающую за расширение прав на владение короткоствольным нарезным оружием. Бутина рассказывала, что впервые взяла оружие в десять лет, а ее отец занимался охотой, поэтому огнестрельное оружие ее привлекало с детства.

О Марии Бутиной стало широко известно в 2012 году, когда она заняла пост помощника первого заместителя председателя Совета Федерации РФ Александра Торшина  — его называли покровителем «Права на оружие», куда он инвестировал.

Мария Бутина на пресс-конференции 8 октября 2013 года. Фото: STR / AFP

Бутина всячески продвигала идею легализации огнестрельного оружия — устраивала митинги, вела переговоры с представителями политических движений. Как рассказал «МБХ медиа» источник, знакомый с Бутиной, девушку часто звали в качестве эксперта на различные ток-шоу, где поднимались темы легализации короткоствольного оружия. При этом, по словам источника, никакой широкой народной поддержки у Бутиной не было.

«Главной проблемой Бутиной и Ко были активисты, готовые выходить на пикеты и митинги, — рассказывает наш собеседник. — Их просто не было. Можно было, как ЛДПР, собирать массовку, к этому тоже прибегали, раздавали массовке флажки. А можно было искать союзников, чем Бутина и занималась. Она налаживала контакты с представителями национал-патриотов, ЛДПР, тех же ДПНИ, Владимиром Тором, нацболами и так далее. Вообще правые были ближе и понятнее Бутиной, она с ними дружила еще в Барнауле, муж Бутиной был членом НДПР. Иногда ей удавалось договориться и выходили не тухлые пикеты, а вполне живые митинги».

Свою политическую активность Мария разворачивала и на международной арене — в 2014 году «Право на оружие» стало сотрудничать с Национальной стрелко­вой ассоциацией США (NRA). Как предполагают СМИ, именно тогда Бутина познакомилась с Полом Эриксоном — американским юристом-республиканцем и  членом NRA.

 

Бутина в США

В 2014 году Бутина начала активно ездить в США, особенно во время президентской кампании Дональда Трампа.

В преддверии новости об участии Трампа в президентских выборах Бутина опубликовала в консервативном издании National Interest статью, в которой заявила, что избрание президента-республиканца улучшит отношения между Россией и США. Позднее Мария приняла участие в митинге в поддержку предвыборной кампании Дональда Трампа. По данным The Washington Post, в 2015 году Бутина поступила в Американский университет в Вашингтоне на магистерскую программу в области международных отношений.

В этом же году она написала, что председателем «Права на оружие» вместо нее стал Игорь Шмелев.

В 2016 году Бутина переехала в штаты по студенческой визе. Проживая в США, Мария продолжала налаживать контакты с представителями республиканской партии, которые также поддерживают легализацию оружия. По информации изданий, помогал ей в этом Пол Эриксон.

В ноябре 2016 года Бутина устроила в Вашингтоне костюмированную вечеринку в честь своего дня рождения, куда пришел Пол Эриксон и сотрудники кампании Трампа.

В преддверии «Национального молитвенного завтрака» в 2017 году Бутина и Торшин встречались на ужине с несколькими республиканцами. Сам формат завтрака, по заявлению Бутиной, не предполагал общения с сотрудниками уже избранного президента Трампа. По данным The New York Times, Бутина дважды пыталась организовать тайную встречу Трампа и Путина в период президентской кампании в США 2016 года.

Мария Бутина в полицейском отделе города Александрия, штат Вирджиния, 18 августа 2018 года. Фото: Reuters

В 2017 году начал выходить ряд критических материалов в американской прессе, требующих проверить деятельность Бутиной.

В марте 2018 года российский суд запретил деятельность «Права на оружие». «В 2013 году Минюст ввел дополнительную форму отчетности НКО, о которой мы просто не знали. В связи с этим Минюст решил, что организация не ведет деятельность и вышел в суд с решением о прекращении ее работы», — рассказал «МБХ медиа» Игорь Шмелев.

А в июле в США арестовывают саму Марию.

Обвинения Бутиной

Американский Минюст обвинил Марию в проникновении в американскую политику с целью лоббирования интересов России, при этом она не зарегистрировалась в качестве иностранного агента, пишет The New York Times. В этом, по данным ведомства, ей помогал высокопоставленный российский чиновник, ранее работавший в законодательной власти, а затем перешедший в Центробанк (очевидно, речь идет о Торшине). Содействие Бутиной, по словам Минюста также оказывал некий американец, в официальных документах фигурирующий под номером 1 (здесь, скорее всего, речь об Эриксоне).

В обвинительном заключении Минюстом представлены переписки Бутиной с «американцем №1» и «американцем №2». В диалогах они обсуждали «российско-американский контакт», участие Бутиной в Национальных завтраках и ее работу наблюдателем на выборах.

Как сообщала The Washington Post, ФБР решило арестовать Марию Бутину, когда узнало, что она собиралась покинуть Вашингтон. Бюро сообщало, что действия Бутиной попадают под определение деятельности иностранного агента — службы, исполняющей интересы другого государства. Такая деятельность законна только в том случае, если иностранный агент зарегистрирован, а Бутина этого не сделала. CNN называет Бутину «русской шпионкой».

Российская сторона называет произошедшее с Бутиной «провокацией».

«Просто такое впечатление, что кто-то взял часы, взял калькулятор, и рассчитал, когда принять решение об аресте, чтобы сделать все возможное для срыва итогов саммита (имеется в виду саммит РФ и США в Хельсинки 16 июля 2018 г. —  «МБХ медиа»). Вот настолько это было все подогнано по времени», — заявляла официальный представитель МИД Мария Захарова. Она добавила, что Москва будет поддерживать Бутину. Депутат Леонид Слуцкий (тот, что прославился домогательствами к журналисткам) попросил признать Марию политзаключенной.

Близкие Бутиной тоже считают ее невиновной

«Все, кто ее знают, считают, что обвинения были необоснованные, — говорит Шмелев. —. Я уверен в том, что Мария ничего не нарушала. Она явилась такой разменной монетой в политических играх. Задержали ее в демократическом штате, не в республиканском, а у демократов устойчивое «теплое» отношение к Национальной стрелковой ассоциации. Думаю, что ее задержали из-за ее деятельности в отношении оружия».

Шмелев уверен, что сделка со следствием Бутиной — это вынужденная мера, так как она находится в местах заключения.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.