Чтобы помочь людям, которые могут остаться без работы из-за коронавируса, Владимир Путин обещал россиянам, что больничный будет рассчитываться из суммы одного МРОТ, а пособие по безработице повысят до 12 тысяч рублей, а в качестве карантинных мер объявил новую неделю «не рабочей». Но людей уже начали увольнять и отправлять в бессрочный неоплачиваемый отпуск. Сотрудники, потерявшие работу и проекты из-за коронавируса, рассказали, как это произошло, и что они собираются делать.
Марина (имя изменено) работает в сфере коммуникаций в крупной компании. Девушка рассказывает, что после обращения Путина всех сотрудников попросили подписать заявление на неоплачиваемый отпуск с открытой датой.
«По сути, это незаконное требование. По словам руководителей, таким образом они пытаются сохранить сотрудников и их зарплату на как можно более длительный период. Но у этого обещания нет никакой юридической силы, если в будущем кому-то не выплатят зарплату, доказать факт принуждения будет очень сложно, ведь это воля каждого сотрудника, соглашаться или нет, чтобы доказать, понадобятся письменные подтверждения, а их, разумеется, нет, — говорит Марина. — У меня немного вариантов: довериться или уйти, но уходить сейчас некуда. На что буду жить, хороший вопрос».
Александра устроилась работать менеджером проектов в маркетинговом отделе сети ресторанов в Москве, когда та готовилась к открытию трех новых ресторанов в «Острове мечты». Девушка успела проработать всего полтора месяца, как сеть обанкротилась.
«”Остров мечты” закрыли, выручка упала на 60%. Они уволили 37 человек, а маркетинговый отдел поставили перед выбором: уходить или работать бесплатно, потому что платить нечем. Я ушла, — говорит Александра. — У них остались функционировать пара заведений, они выживали как могли, а на следующей неделе Путин принял решение устроить каникулы, и у меня ощущение, что они уже не откроются».
Девушка ищет новую работу и проекты, живет на накопления. «У меня есть немного отложенных денег и кому помочь, поэтому пока не паникую, но неприятно, конечно».
Кристина работала в ивент-департаменте коммуникационного агентства, которое организовывало в основном закрытые коммерческие пиар-мероприятия для брендов одежды, косметики и алкоголя. Отмены и переносы начались еще до официальных запретов на массовые мероприятия. А 16 марта коллектив отправили на удаленку в то время, как мероприятия продолжали отменяться один за другим. За две прошлые недели клиенты отменили все мероприятия на весну и начало лета, работы просто не осталось, рассказывает девушка.
«В нашем департаменте очень классная и эффективная команда, поэтому руководство не хотело прощаться ни с кем. Пару человек сократили, остальных попросили переждать этот кризис вместе с компанией, но в отпуске, оплачиваемом, насколько хватает отпускных дней, и дальше в неоплачиваемом до тех пор, как не появится работа, — говорит Кристина. — Я люблю свою работу, агентство и коллектив и не особо понимаю, что делать. Сейчас будет сложно куда-то устроиться. Я лениво скидываю резюме по знакомым, потому что сидеть без зарплаты до июля будет тяжеловато, никаких накоплений у меня, конечно, нет».
Кристина и ее коллеги уходят в отпуск с понедельника, отпускных дней у нее 26, работать потом бесплатно она, конечно, не готова, но руководство ни в чем не винит.
«Из месяца в месяц все было нормально. Я и подумать не могла, что вдруг окажусь без работы, потому что в агентстве все шло хорошо, скоро должно было быть очередное повышение, а потом бац, и кто-то сожрал летучую мышь, и вот мое агентство вывозило на разнице между доходом и расходами, а подушки безопасности не было, и мы все оказались в жопе».
Дмитрий — индивидуальный предприниматель, руководит творческим объединением «Русская традиция», которое занимается организацией массовых мероприятий в Москве традиционной тематики. Сейчас массовые мероприятия запрещены, соответственно, заказы отменились.
«У нас штаб артистов и музыкантов, постоянно сотрудничаем примерно с сотней-двумя человек. Мы работаем по договору, проектно, поэтому издержек у нас нет. Мы пока никому ничего не должны, и нам никто ничего не должен, мы оказались в вакууме, — говорит Дмитрий. — Потенциально мы потеряли три миллиона рублей, если смотреть по предыдущим годам. Масленица, наш главный праздник в году, еще состоялась, поэтому мы еще можем месяц не работать месяц, если в середине апреля ничего не изменится, придется затянуть пояса. Подушки безопасности на продукты хватит».