in

«Усиление ведомства Бастрыкина»: Следственному комитету могут разрешить самостоятельно проводить экспертизы

Александр Бастрыкин. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, согласно которому Следственный комитет РФ сможет самостоятельно проводить судебные экспертизы. Ранее для этого им нужно было привлекать специалистов других ведомств. Эксперты утверждают, что это может ускорить расследование уголовных дел, но при этом сомневаются в независимости таких экспертиз.

Согласно тексту законопроекта, в случае его принятия Следственный комитет  сможет самостоятельно проводить полиграфические, медико-криминалистические, лингвистические, почерковедческие. дактилоскопические, экологические и ряд других экспертиз самостоятельно. Для этого при следственных комитетах будут созданы специальные подразделения. При этом, в некоторых следственных комитетах уже есть отдельные эксперты по отраслям, либо они каждый раз назначаются отдельным приказом из числа штатных сотрудников, но они не имеют статуса государственных экспертов и не проходили специального обучения. Если закон примут, тем, кто уже работает в СК, придется проходить переквалификацию.  

Как объясняет сотрудник Центра независимых социологических исследований Дмитрий Дубровский, нововведение не такое уж и новое,  большинство других силовых ведомств в России уже наделены подобными полномочиями: «Это все значит, что Следственный комитет хочет быть, как большой. У нас министерство юстиции и МВД уже имеют свои экспертные учреждения, ФСБ имеет свои экспертные учреждения, а СКР до сегодняшнего дня не обладал таким правом. Теперь они хотят выровнять эту ситуацию».

После принятия законопроекта у СК появится возможность проводить собственные экспертизы «быстро и предсказуемо», как и у других ведомств. Сейчас же сотрудникам Следственного комитета нужно передавать материалы на экспертизу в экспертно-криминалистические отделы при МВД, учреждениях здравоохранения и так далее. При этом, у них появится бюджетное финансирование, которого нет сейчас. «У следствия всегда возникает вопрос, откуда взять деньги. Однажды я с ужасом узнал, что в ходе следствия по  делу об экстремизме несколько сотрудников «Центра Э» скидывались, чтобы оплатить нужную им экспертизу», — говорит Дубровский. Как он предполагает, у следствия, возможно, нет другого способа получить финансирование на экспертизы, кроме как получить в свое полное распоряжение экспертные отделы.

По словам исследователя, ведомственные экспертизы не всегда лишены независимости, но то, что экспертизы будут проводиться прямо в коллективе СК, может привести к тому, что «люфт для альтернативных мнений станет намного меньше».  

«Может случиться так, что это будет еще один способ лишить экспертизу хоть какой-нибудь независимости, если она когда-нибудь была» — утверждает Дубровский.

При этом после нововведений будет работать сразу ряд параллельных криминалистических лабораторий: в МВД, в ФСБ и теперь будет третья в СКР. Насколько это эффективно, пока не совсем ясно, считает эксперт.

Адвокат и глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков утверждает, что у нового законопроекта, как у любой инициативы в сфере уголовного процесса, есть и положительные и отрицательные стороны. Например, на практике это ускорит рассмотрение и увеличит раскрываемость некоторых уголовных дел, особенно тех, при расследовании которых обычно возникают сложности, например, дел о врачебной халатности. По словам адвоката, медицинская экспертиза,  которая проводится в учреждениях здравоохранения, является одним из главных доказательств в делах о врачебных ошибках, однако медики могут затягивать проведение экспертизы на годы, что позволяет врачам уходить от ответственности. Чиков считает, что возможность проводить судебно-медицинскую экспертизу прямо в СК ликвидирует монополию министерства здравоохранения и «усилит ведомство Александра Бастрыкина, так как сотрудникам СКР теперь не нужно будет обращаться в сторонние организации».  

«Приведет ли это к тому, что врачей будут больше сажать? Подвергнутся ли преследованию невиновные? Все это риторические вопросы  — наверное, да, — утверждает Чиков. — Но, на мой взгляд, это в меньшей степени проблема Следственного комитета, это проблема российских судов и судебной системы».

Адвокат подчеркнул, что у защиты всегда остается право проводить собственные независимые экспертизы и использовать их в качестве доказательств в судебном процессе.

В законопроекте указано, что на его реализацию не потребуется дополнительных средств из бюджета. Как говорит Чиков, это вполне возможно: «Несколько лет назад в Татарстане был проведен эксперимент и при Следственном комитете были созданы экспертные подразделения по судебной медицине. И в них вошли штатные сотрудники Следственного комитета. Я так думаю, что и тут будет просто штатная реструктуризация».  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.