Хорошевский районный суд Москвы рассмотрел административное дело в отношении Алексея Навального за акцию 12 июня в поддержку Ивана Голунова. Все понимали, что политика признают виновным по части 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение порядка проведения публичного мероприятия).Оставался открытым вопрос, дадут Навальному штраф или арест.
НТВ и RT у суда
За час до начала заседания у суда собрались журналисты. Был тут и оператор НТВ. «Если Навальный откажется давать комментарий, я ему камерой прямо в лицо тыкать буду», — сказал он своему коллеге. Коллега задал резонный вопрос: «А тебе понравилось бы, если бы тебе в лицо камерой тыкали?» «Ну я же не плохой человек», — привел весомый, на его взгляд, аргумент оператор.
Время подходило к 15:00, заседание должно было скоро начаться, а Навальный все еще не приехал. Пока некоторые операторы ждали политика у входа в суд, другие уже толпились у зала.
В зал начали запускать около 15:30, как раз в этот момент пришел Навальный. Журналистам дали сфотографировать политика. Корреспонденты, конечно же, фотографиями не ограничились и начали снимать на видео. Навальный же сразу акцентировал внимание на своем новом расследовании о недвижимости московского единоросса Андрея Метельского. Попросил все СМИ, особенно RT, которое присутствовало в зале, распространить ролик.
Секретарь пыталась прекратить это: «Давайте все комментарии после заседания». Но у нее не получалось. «Ну уже ведь снимают, дайте договорю, сейчас самое интересное», — ответил ей Навальный.
Прекратилось все только когда вошел судья Зиняков. Начал он со стандартного установления личности: узнал у Навального семейное положение, места регистрации и жительства и прочее. Спросил Зиняков и о прошлых случаях привлечения к административной ответственности. Навальный рассказал про последний: в сентябре 2018 года он получил 30 суток ареста, а сразу после еще 20 суток. «До этого — все сгорело. Кто старое помянет», — подытожил Навальный. Судья же отметил, что политика привлекали к административной ответственности в мае 2018 года.
Два ходатайства защиты
Защитник Навального Вадим Кобзев ходатайствовал о передаче дела в другой суд — по подсудности. Объяснил, что Навальный совершил правонарушение на территории Мещанского района, поэтому дело должен рассматривать Мещанский суд. Кобзев упомянул и ошибки, которые были допущены при составлении протокола: показания двух свидетелей датированы совершенно одинаково, вплоть до минуты, а такого произойти не могло.
Судья удалился в совещательную комнату на 20 минут, а после возвращения отклонил ходатайство: Навального доставили в ОВД Строгино, там и выявили нарушение. А этот район относится к Хорошевскому суду.
Второе ходатайство защиты — передать дело в Симоновский суд по месту жительства Навального — судья Зиняков тоже отклонил. Тогда адвокат Михайлова попросил допросить свидетелей: полицейских, которые задерживали, доставляли в отдел и оформляли протокол на Навального, двоих понятых, а также свидетелей задержания пресс-секретаря ФБК Киру Ярмыш, менеджера проектов ФБК Илью Пахомова и фотографа Александру Астахову.
Допрос свидетелей
Это ходатайство судья частично удовлетворил: дал допросить Ярмыш, Пахомова и Астахову, которые присутствовали на заседании. Все трое по очереди подтвердили, что Навальный вместе с ними шел от метро «Чистые пруды» в сторону метро «Пушкинская», а значит просто не мог перекрыть Чистопрудный бульвар. Свидетели подтвердили, что политик ничего не скандировал, а также переходил дорогу только в положенных для этого местах и на зеленый свет светофора или по сигналу регулировщика.
После допроса свидетелей началось исследования материалов дела. Навальный, его защитники, судья и секретарь пересмотрели видеозаписи Росгвардии, на которых якобы запечатлено, как политик совершает правонарушение. Но Навальный во время просмотра каждого ролика восклицал: «Меня тут нет!» Зрителям, к сожалению, посмотреть видео не дали.
Потом судья изучил справки и прошлых административных делах Навального, ответ из мэрии, что акция 12 июня не была согласована, а в тот день в столице проходил фестиваль «Времена и эпохи».
В самом конце рассмотрения дела по существу выступил защитник Кобзев. Он подал ходатайство о прекращении административного дела. Перечислил все нарушения: протокол должны были составить сразу после задержания, а составили только через пять дней, каждый гражданин России имеет права на мирные собрания, никаких помех проходу граждан не было. Соответственно, в действиях Навального нет состава правонарушения.
Адвокат Михайлова поддержала Кобзева и сослалась на Конституционный суд, который считает право на свободу собраний фундаментальным. Кроме того, акция, по ее словам, была мирной, а доказательств, что Навальный что-то кричал или перекрывал движение нет, даже на видеозаписях и фотографиях, исследованных в суде.
Последним выступил сам Навальный: «Очевиден политический мотив моего задержания и избирательное применение права». И судья ушел в совещательную комнату для принятия решения.
«Мы вас ждали»
В перерыв слушатели, которых было немного, всего около 20 человек, захотели пройтись по залу, чтобы отдохнуть от неудобных лавок. Один из приставов, которые все заседание сидели на мягких стульях, грубо запретил передвигаться по залу. На аргументы, что сейчас перерыв, и передвигаться по залу можно, он не реагировал.
Судья отсутствовал около часа. За это время Навальный успел устроить среди слушателей голосование: «Кто за административный арест?» Проголосовало большинство.
Перед оглашением решения в зал пустили операторов с камерами. Несмотря на то, что помещение очень просторное, люди толкались, пытались выбрать идеальное место.
Навальный же заметил, что верхняя часть панорамных окон высотой в пять метров грязная. «Их вообще никогда не мыли?» — спросил он у пристава. Тот промолчал. Аккредитованные журналисты фотографировали зал: высокие потолки, большие окна, необычные светильники.
И вот судья зашел в зал для оглашения приговора. Он начал приводить показания свидетелей, говорить, что вина Навального доказана. Но все еще не знают, вынесет ли он штраф, или же административный арест.
А на середине оглашения приговора в зал зашли два полицейских. Навальный улыбнулся: «Мы вас ждали». Рядом с политиком уже стояла объемная сумка с вещами. Все сразу стало понятно. Вопрос один — сколько суток.
Зиняков назначил Навальному десять суток ареста. «Попадаю на Рамштайн, спасибо», — ответил политик. Позже он прокомментировал журналистам такой маленький срок. Дело в том, что именно в эти десять дней будет приниматься решение о допуске кандидатов на выборы в Мосгордуму — вот политика и решили отстранить. А потом он уже не сможет ни на что повлиять.