in

Как Россия и Германия пытаются разобраться с делом Навального и кто будет нести ответственность за его отравление

Фото: Bernd von Jutrczenk / Dpa / AP

 

 

После того, как Алексея Навального доставили в клинику “Шарите” в Германии, республика потребовала от России объяснений по поводу случившегося. Россия, в свою очередь, требует от Германии предоставить медицинские данные Навального. Диалог между странами не прекращается ни на день, но при этом ни одна из сторон никак не может добиться желаемого. 

 

Что происходит?

 

Если ответ на официальный запрос России по ситуации с Навальным не будет дан,  МИД РФ сочтет действия Германии враждебной провокацией против России. Об этом сообщил посол ФРГ, которого вызвали на беседу в министерство иностранных дел.

 

Официальный запрос в Берлин – от Генпрокуратуры РФ Минюсту Германии –  был направлен 27 августа. Россия просит ФРГ предоставить медицинские данные Навального: сообщить, с каким диагнозом политик прибыл в “Шарите”, страдает ли Навальный хроническими и генетическими заболеваниями, какими лекарствами его лечат, и какие данные указывают на отравление ингибиторами холинэстеразы. Также прокуратура просила предоставить все заверенные копии судмедэкспертизы, исследований, медкарту пациента, а ещё –  отобрать биоматериал для исследований в России.

 

Глава МИД ФРГ в свою очередь заявил, что информация может быть передана, но это длительный процесс, потому что новые данные появляются постоянно. Россия же утверждает, что пока не получит эти данные, невозможно задействовать все процессуальные механизмы и выяснить, что же произошло с Навальным. 

 

Германия уверена: покушение на Навального было точно совершено при помощи вещества из группы “Новичок”. Лаборатория Бундесвера провела токсикологическое исследование: её эксперты заявили, что нашли неопровержимые доказательства присутствия этого яда в организме. Издание Zait опубликовало информацию о том, что Навальный был отравлен «Новичком» и должен был умереть в самолете — со ссылкой на неназванные источники, причем отравление было произведено новой и более усовершенствованной версией «Новичка».

 

На информацию о том, что Навальный был отравлен “Новичком”, отреагировали представители мирового сообщества. “Нет серьезных сомнений в том, что Навальный действительно был отравлен веществом из семейства «Новичков”, заявил генсек НАТО Столтенберг. Глава МИД Великобритании Доминик Рааб считает, что к отравлению причастно российское государство, это вероятно, если принимать во внимание инцидент в Солсбери 2018 года. Канцлер Германии Ангела Меркель также не сомневается, что Навального отравили “Новичком”. 

 

Российские специалисты в один голос утверждают, что отравление Навального “Новичком” невозможно: например, главный токсиколог Омской области заявил, что следов отправления им нет. Бывший член комиссии по биологическому и химическому оружию и военный эксперт ООН Игорь Никулин считает, что если Навального и отравили “Новичком”, то только после того, как забрали из российской больницы. При этом уголовное дело в России по факту отравления так и не возбуждено.

 

Генсек НАТО Столтенберг призывает Россию раскрыть ОЗХО всю программу производства «Новичка» и разрешить международное расследование инцидента с Навальным. Меркель заявляет, что реакция Германии на дело Навального зависит от России. 

Йенс Столтенберг и Ангела Меркель. Фото: Michael Kappeler / Dpa / AP
Имеет ли право МИД РФ требовать от Германии передачи материалов по Навальному? 

 

Да. Между Россией и Германией нет двустороннего соглашения о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Но свой запрос Россия подала на основании положений Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. Поэтому Россия и Германия как договаривающиеся стороны обязаны оказывать друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в отношении преступлений. Требования МИД РФ законны, считает Антон Именнов, управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen&Paper.

 

Но есть два основания, по которым Германия может не передавать сведения российской стороне из соображений безопасности. Во-первых, если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или финансовым. Во-вторых, если просьба, по мнению запрашиваемой стороны, может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны.

 

Может ли Германия заставить Россию возбудить уголовное дело? 

 

“Именно заставить Россию провести расследование нельзя, это будет считаться вмешательством во внутренние дела государства. Но на международном уровне могут проводиться различного рода беседы, консультации, обосновывающие необходимость возбуждения уголовного дела”, – объяснил в разговоре с “МБХ медиа” Антон Именнов. 

 

При этом уголовное дело может возбудить только Россия. “Уголовные дела против частных лиц по общему правилу возбуждает та страна, на территории которой совершено преступление. Также страна может возбудить дело, если преступление совершено на чужой территории, но преступник или потерпевший — ее гражданин. Навальный — гражданин России, возможное отравление было совершено на территории России, так что никакой связи с Германией, кроме места лечения, у него нет”, – говорит Именнов. 

Лучшим и самым безболезненным для России развитием событий в связи с ситуацией вокруг Алексея Навального будет проведение совместного расследования, считает Именнов.

Римский Статут 2002 года, который позволяет возбуждать уголовные дела, не имеющие непосредственного отношения к стране, здесь применить не получится. В список преступлений из Римского статута входят геноцид, преступления против человечности, агрессивная война и военные преступления. Использование химического оружия – а “Новичок” является таковым – отнесено Статутом к военным преступлениям, но только в контексте вооруженного конфликта. Здесь его не наблюдается, поэтому Германия не сможет возбудить уголовное дело по отравлению Навального. 

 

Пока что данных, которые бы свидетельствовали об умышленных преступных действиях в отношении Навального, нет, несмотря на то, что доследственная проверка началась 20 августа, отмечает юрист. При этом срок, отведенный на доследственную проверку, достаточно короткий – 3, 10, 30 дней. “За этот промежуток времени наши правоохранители не в состоянии, как показывает практика, установить хоть какие-то значимые обстоятельства по делу. Поэтому после отказа в возбуждении уголовного дела адвокатам Навального надо обжаловать это в прокуратуре и она, безусловно, отменит это решение и вернет следователю материалы доследственной проверки с установлением новых сроков ее проведения”, — разъясняет Именнов. 

 

Он добавил, что немаловажным для установления фактических обстоятельств по делу является запрос России в Германию о предоставлении материалов по делу Навального в рамках правовой помощи. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.