В проект поправок в Конституцию не вошел запрет на владение госчиновниками иностранной недвижимостью, поскольку многим из них пришлось бы отказаться от нее или уйти со своих постов. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в администрации президента и Госдуме. «А почему надо запрещать? Если чиновник декларирует свою недвижимость, почему надо запрещать, а если он не декларирует – то это другой вопрос»,— заявил глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. В связи с этим, «МБХ медиа» вспоминает, у кого из российских госслужащих находили незадекларированную недвижимость за рубежом.
Один из рекордсменов по обнаруженной незадекларированной недвижимости за рубежом, предположительно принадлежащей российским чиновникам и парламентариям, — глава московского отделения «Единой России» Андрей Метельский. Летом 2019 года, в разгар предвыборной кампании кандидатов в депутаты Мосгордумы, Алексей Навальный выпустил расследование о недвижимости в Австрии, предположительно принадлежащей Метельскому.
Как утверждает Навальный, Метельский владеет сетью отелей в Австрии, оформленной на его родственников и не упоминавшейся в декларациях единоросса. Общая сумма незадекларированного имущества депутата не только за рубежом, но и в России, согласно расследованию, — 5,7 миллиардов рублей.
Также Фонд борьбы с коррупцией еще в 2014 году нашел якобы дачу сенатора Андрея Клишаса в Швейцарии площадью почти 1000 квадратных метров. Позже, в 2018 году, ФБК сообщал и о другом незадекларированном имуществе Клишаса: участок земли площадью более пяти тысяч квадратных метров в подмосковном поселке «Горки-2», на котором рядом с его домом расположена большая псарня, дом и земельный участок площадью 1,3 гектара на Пестовском водохранилище на севере Москвы и участок с домом площадью в 7,5 гектаров в Истринском районе Подмосковья.
Сам Клишас прокомментировал эту информацию так: «У меня много чего есть из того, о чем он пишет, и даже больше намного. Но у меня в собственности нет ни Maybach, ни офшорных фирм. А сложных часов у меня в коллекции 32 турбийона, все хранятся в специальном сейфе в Совфеде в кабинете. Все заработано законно, налоги уплачены».
Совсем недавно, 4 марта издание РБК сообщило о том, что по решению суда удалило статью «Человек из Майами» о предполагаемом имуществе семьи компании тезки депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Жигарева.
Статья эта вышла еще в 2015 году и рассказывала о том, что зампредседатель комитета палаты по обороне (в настоящее время возглавляет комитет по экономической политике) может быть владельцем незадекларированной квартиры в США. Опубликованные в ней документы свидетельствовали, что имущество принадлежит компании тезки депутата и тезки его жены, а менеджером компании выступает тезка связанного с Жигаревым общественника. Депутат и его супруга утверждали, что такой недвижимостью не владеют.
Напомним, что согласно закону, вступившему в силу в 2013 году, госслужащим запрещено иметь зарубежные счета и активы, а иностранная недвижимость должна быть указана в декларациях. В конце 2019 года проект «Трансперенси Интернешнл» «Декларатор» насчитал 6007 объектов зарубежной недвижимости, задекларированных российскими чиновниками.
Ранее запрет на владение недвижимостью за рубежом для госчиновников предлагали внести в Основной закон Николай Арефьев (КПРФ) и Константин Слыщенко («Единая Россия»), но их предложение было отклонено.