На прошедших выходных в России завершился первый после домашнего Чемпионата мира футбольный сезон. Различные чиновники на протяжении многих лет утверждали, что ЧМ-2018 приведет, помимо прочего, к популяризации футбола в стране. Произошло ли это?
Право на проведение чемпионата мира 2018 года Россия выиграла восемью годами ранее. Об этом стало известно на заседании ФИФА в Цюрихе, и многие помнят, как тогда радовались этому решению Игорь Шувалов, Роман Абрамович, Виталий Мутко и Андрей Аршавин.
С тех пор они и многие другие общественные и спортивные деятели, бизнесмены и чиновники постоянно говорили о том, что Чемпионат мира будет однозначным благом для страны. У России наладятся взаимоотношения с другими государствами, появятся хорошие дороги, гостиницы и аэропорты, люди станут больше заниматься спортом и проводить выходные на стадионах, а не в пивных.
«Мы проводим чемпионат мира в следующем году, мы серьезно готовимся. Есть понимание, что градус интереса к футболу в стране будет повышен. Мы должны использовать уникальную возможность для популяризации футбола», — говорил тогда Мутко, самый влиятельный спортивный чиновник в стране, в разное время занимавший посты министра спорта и главы Российского футбольного союза (РФС).
А вот, что говорил по этому Владимир Путин меньше года назад: «Мы особое внимание будем уделять развитию футбольного наследия. Совсем скоро, после окончания первенства, соберемся со всеми теми, кто у нас занимается организацией физической культуры, со всеми теми, кто занимался строительством, эксплуатацией этих спортивных сооружений и спортивной инфраструктуры в целом, составим целый план использования созданной спортивной, инженерной, транспортной инфраструктуры для развития физической культуры в стране». Он был уверен, что Чемпионат мира станет катализатором роста популярности футбола и других видов спорта в России.
Один из самых очевидных критериев интереса к спорту — посещаемость матчей. Российская премьер-лига в этом году установила рекорд — более 4 миллионов человек сходили на матчи турнира, по 16 с половиной тысяч зрителей в среднем на каждой игре. Это, как утверждает сайт первенства, на 20% больше, чем в прошлом году. Однако интереснее посмотреть на статистику второго по силе российского турнира — Футбольной национальной лиги (ФНЛ), в котором играют на пяти стадионах, построенных к чемпионату мира.
В Сочи, Нижнем Новгороде, Волгограде, Калининграде и Саранске местные команды играли на новых стадионах. Их посещаемость впечатляет: на домашние матчи самой успешной по этому показателю команды — волгоградского «Ротора» — приходили в среднем около 19 тысяч человек (если бы клуб играл в Премьер-лиге, он бы обогнал даже московский «Локомотив», игры которого посещали примерно 15 тысяч человек).
Команды «Нижний Новгород» и «Мордовия» в среднем собирали на домашних стадионах тоже очень много по меркам ФНЛ — примерно 15 и 11 тысяч человек соответственно. Калининградская «Балтика» — около 6 тысяч, а «Сочи» — 3 с половиной. Остальные клубы ФНЛ в состоянии привлечь на свои стадионы 1-3 тысячи человек, не больше. Даже на выигравший чемпионат «Тамбов» изредка приходили больше 2 с половиной тысяч зрителей.
Такая выросшая посещаемость команд с новыми стадионами — точно не признак высокого качества их игры. Успеха из этой пятерки добились только «Сочи» и «Нижний Новгород» (2-е и 4-е места). «Мордовия», «Ротор» и «Балтика» находятся во второй половине таблицы.
Когда команды, получившие свои арены в наследство от ЧМ, играли на выезде, на их матчи собирались стандартные 1-3 тысячи человек. Это говорит о том, что высокая домашняя посещаемость — не следствие повышенного интереса к футболу, а результат желания людей посмотреть изнутри на стоившие десятки миллиардов рублей арены. И снижение этой посещаемости на протяжении сезона — тому подтверждение. Например, «Нижний Новгород», на матчи которого осенью ходили в среднем примерно 30 тысяч человек, привлек в прошлые выходные на свой стадион в два раза меньше людей. Посещаемость игр волгоградского «Ротора» тоже снизилась примерно вдвое.
Возвращаясь к главному в России футбольному турниру — Премьер-лиге — можно увидеть закономерность, подтверждающую такие выводы. Самарские «Крылья Советов» и екатеринбургский «Урал», получившие летом новые стадионы, показали рекордную для себя среднюю домашнюю посещаемость — 19 и 15 тысяч соответственно. В то же время на их гостевые матчи ходили меньше всего в лиге.
Популярность футбола, которую подняли Чемпионат мира и успехи сборной России на нем, как оказалось, довольно быстро опустилась до прежних показателей. А выбивающиеся из привычных рамок цифры свойственны только командам с новыми стадионами, которые совсем скоро уже перестанут быть такими новыми.