Силовики задержали несколько человек в Москве и ряде регионов по подозрению в применении насилия к полицейским во время акций 23 января. Что о них известно и что им может грозить — в материале «МБХ медиа».
Айтишник, таксист и блогер
О задержаниях силовики отчитались 26 января. Один из задержанных — уроженец Калмыкии Евгений Есенов. Первоначально он был оштрафован на 10 тысяч рублей за участие в несанкционированной акции. Однако впоследствии ему предъявили более серьезные обвинения — применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ). Вчера суд санкционировал его арест, и мужчина был помещен в СИЗО. О Есенове известно, что ему 38 лет, он работник IT-сферы. За день до митинга он отмечал свой день рождения, а 23 января пошел на акции. Следователи полагают, что во время стычки с ОМОНом он как минимум один раз ударил старшего сержанта кулаком в лицо, «причинив последнему физическую боль и страдания, а также унизив его честь, достоинство и подорвав авторитет как представителя власти». Действия Есенова были зафиксированы на видео. Он уже признал свою вину. Вместе с Есеновым был его друг. Ожидается, что обвинения по аналогичной статье следствие предъявит и ему.
Кроме того, накануне суд арестовал Валерия Евсина. Следствие вменяет ему нападение на ОМОНовца в районе Страстного бульвара. На опубликованном в сети видео видно, как силовики пытаются задержать на акции молодого человека, за него вступаются другие протестующие. В какой-то момент ОМОНовец остается с ними один на один, а мужчина, в котором полиция усмотрела Евсина, хватает того за руку. Затем ОМОНовец падает, и молодые люди начинают его избивать ногами. Евсин в избиении не участвовал — по крайней мере, на видео, попавшем в сеть, подтверждений тому нет. Мужчину задержали возле автомобиля такси. О нем известно, что он родом из Нижнего Новгорода, в Москве занимался частным извозом. Помимо обвинения по уголовной статье суд также оштрафовал Евсина на 10 тысяч рублей за участие в несанкционированной акции.
А поздно вечером 26 января силовики наведались в TikTok-хаус «Good People» в Новой Москве. Там компанией жили несколько тик-токеров, в том числе Константин Лакеев (его аудитория — 800 тыс. подписчиков). Следствие полагает, что он был одним из тех, кто 23 января громил автомобиль ФСБ рядом с цирком Никулина на Цветном бульваре. По версии следствия, именно Лакеев прыгнул на капот автомобиля, причинив ему вред. Ранее сообщалось, что в инциденте пострадал водитель иномарки. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что тот якобы «лишился глаза». Baza же утверждает, что впоследствии эта информация не подтвердилась и с водителем все в порядке.
Тем временем Следственный комитет опубликовал видео, на котором Константин Лакеев признал вину. «Я начал обкидывать ее [машину ФСБ] снегом и несколько раз пнул ее. В чем я очень раскаиваюсь и сожалею, и прошу прощения у всех, кто с этим связан — у госслужащих, у полицейских. И больше такого сто процентов не повторится», — сказал Лакеев.
Также на видео раскаивается и еще один задержанный. По данным следствия, он дважды ударил сотрудника Росгвардии ногой в районе Страстного бульвара. Его зовут Тимур Салихов. 36-летний мужчина заявил, что «попал под влияние толпы» и попросил прощения у сотрудников полиции «за свое поведение».
Задержания в регионах
В Красноярске Виталий Бердников был задержан за то, что, по данным следствия, «умышленно бросил в направлении сотрудников органов внутренних дел массивные куски снега и бутылку». В СК уточнили, что в результате действий Бердникова один из полицейских получил травму головы.
Во Владимирской области 38-летнего мужчину задержали за то, что в момент задержания одного из участников акции на Театральной площади он брызнул в лицо полицейскому из газового баллончика. Видео инцидента опубликовал глава ассоциации «Агора» Павел Чиков. Такой же инцидент произошел и в Липецке, подозреваемый задержан.
Чиков рассказал, что дела по статье 318 УК РФ возбуждены во Владивостоке и Петербурге. В Петербурге суд арестовал Николая Девятого, который признал вину в причинении насилия сотрудникам ГИБДД во время акции 23 января. Во Владивостоке по делу проходят два человека, в СК заявили, что один из них избил росгвардейца на улице Светланской, второй там же, но сотрудника ППС. Чиков уточнил, что оба подозреваемых арестованы.
Что им грозит
Если человек задержан по 318-й статье, то его вряд ли оправдают. Но получить условный срок и избежать колонии вполне возможно, считают опрошенные «МБХ медиа» эксперты.
«Наши правоохранительные органы — карательные. И когда совершается преступление против сотрудников полиции, стараются больше карать, чем расследовать. Поэтому все будет зависеть от тех действий, которые будут инкриминироваться задержанному, их тяжести», — сказал адвокат Валерий Шухардин, который ранее работал по «болотному делу» и другим делам, связанным с протестами. Признание вины и раскаяние, отметил Шухардин, часто является основанием для смягчения приговора. Обвиняемые смогут рассчитывать на условный срок. «Во всяком случае, судебная практика по таким ситуациям — примерно 50 на 50. А вот когда пытаешься искать справедливости и пытаться доказывать свою невиновность по этим делам, то, как правило, получаешь даже большее наказание, нежели то, которое бы получил, если бы даже признался в том, чего не делал», — добавил Валерий Шухардин. Он отметил, что каждый случай будет рассматриваться индивидуально.
Адвокат «ОВД-Инфо» Игорь Кушнир отметил в беседе с «МБХ медиа», что нужносмотреть на квалифицирующие признаки. Если в конкретном инциденте применялось насилие, опасное для жизни и здоровья сотрудника, то человеку будут вменять вторую часть ст. 318 — с наказанием до 10 лет лишения свободы. В этом случае вряд ли стоит рассчитывать на условный срок. А вот по первой части, по которой сейчас возбуждены дела, максимальное наказание — пять лет. Но на условный срок рассчитывать все равно можно и такие примеры есть. Андрей Баршай, фигурант «дела 27 июля», был приговорен по 318-й статье к трем с половиной годам условного срока.
Впрочем, особого оптимизма Игорь Кушнер не испытывает. «Думаю, в 99% случаев задержанным будут назначать максимально суровое наказание. Если сейчас их заключают под стражу, то впоследствии сроки будут реальными, — уверен Кушнер. — Власть с каждым годом становится все отвязанней. Доказывать законность своих действий она не будет, а вместо этого продемонстрирует жестокость».
Днем 27 января СКР отчитался, что по событиям 23 января возбуждено и расследуется 21 уголовное дело.