В течение нескольких лет СК и ФСБ перехватывали телефонные звонки и онлайн-сообщения главного редактора издания «Важные истории» Романа Анина. Это следует из материала, опубликованного Аниным на сайте возглавляемого им издания. Поводом для пристального внимания со стороны правоохранительных органов стала публикация Аниным статьи о яхте главы «Роснефти» Игоря Сечина на страницах «Новой газеты» в 2016 году. Рассказываем, что стало известно журналистам «Важных историй», ознакомившихся с материалами уголовного дела, по которому Анин сейчас проходит в качестве свидетеля.
Принцесса Ольга и ее Instagram
9 апреля в квартире журналиста Романа Анина и в редакции издания «Важные истории», которое он сейчас возглавляет, прошли обыски. После окончания всех следственных действия, уже ночью Анина увезли на допрос в СК. Сейчас он проходит свидетелем в уголовном деле, возбужденном пять лет назад из-за публикации журналиста в «Новой газете». Его материал был посвящен шикарной яхте St. Princess Olga, на которой, как утверждалось, отдыхала бывшая жена Игоря Сечина — Ольга. Как отмечает сам журналист, его нынешний статус свидетеля в рамках этого уголовного дела вскоре может измениться.
«Судя по тем вопросам, что мне задавал следователь, а также по тому, как описана моя роль в документах, меня хотят сделать обвиняемым в разглашении сведений о частной жизни Сечиной», — уверен Анин. Из слов правоохранителей следует, что преступление заключается в публикации фотографий из Instagram бывшей жены главы «Роснефти». На снимках Ольга Сечина проводит время предположительно на той самой яхте стоимостью около 150 миллионов долларов. Статья 137 УК РФ (Нарушение неприкосновенности частной жизни), по которой и возбуждено дело, предусматривает наказание до четырех лет лишения свободы.
О том, что такое уголовное дело было возбуждено почти пять лет назад, Роман Анин узнал только в ходе обысков, прошедших у него дома 9 апреля. Как оказалось, Ольга Сечина сама подала заявление в правоохранительные органы еще в сентябре 2016 года. Тогда же женщина и была признана потерпевшей по этому делу. На допросе вместе с Ольгой присутствовал адвокат Андрей Клен, который представлял интересы Игоря Сечина во время судебного процесса над бывшим министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым. По словам бывшей жены главы «Роснефти», ее страница в Instagram была закрытой, а доступ к профилю имели 400 человек, каждого из которых она знала лично.
Знакомые фамилии
Как стало известно «Важным историям», в разное время это дело вели разные люди. Например, следователь СК Константин Родиончик, который «прославился» в 2019 году, когда его фамилию упомянул в своих показаниях фигурант дела «Нового величия» Руслан Костыленков. По его словам, Родиончик не только знал о пытках, которым подвергался Костыленков, но и дал ему подписать надиктованные другим сотрудником показания. За три месяца, которые Родиончик вел дело Сечиной, он направил в ФСБ поручение собрать характеристику на Анина и попросил сотрудников госбезопасности начать прослушку телефона журналиста.
В ноябре 2016 года за расследование этого дела взялся другой следователь — Игорь Федутинов. Его фамилия уже тоже неоднократно фигурировала в СМИ. Так, например, этот следователь работал под руководством бывшего заместителя главы Главного следственного управления СК по Москве Дениса Никандрова, который был в 2016 году осужден за получение взятки (скромную плату в размере 500 тысяч долларов мужчина взял за развал уголовного дела и освобождение криминального авторитета Андрея Кочуйкова). Кроме того, Федутинов вел дело Юрия Итина, бывшего генерального директора театральной компании «Седьмая студия».
Попытки установить виновника, опубликовавшего фотографии Ольги Сечиной на страницах «Новой газеты», не увенчались успехом. Несмотря на то, что статья была подписана фамилией Анина, в материалах дела он все это время проходил как «неустановленное лицо автор Роман Анин».
Журналист уверен, что само расследование было формальным — сотрудники СК и ФСБ с самого начала знали, кто стоит за публикацией о яхте, но им нужна была легальная возможность следить за Аниным и его коллегами. Так, например, в феврале 2017 года, когда истек срок предварительного следствия, Федутинов обратился с ходатайством о продлении к руководству и получил разрешение на осмотр и выемку сообщений электронной почты. Среди адресов значился не только почтовый ящик Анина, но и его коллег — Сергея Канаева и Андрея Сухотина.
Задача государственной важности
Реанимировать дело решили после того, как в феврале «Важные истории» опубликовали расследование о том, как «Роснефть» купила долю в итальянской компании Pirelli. После выхода материала госкорпорация подала в суд на издание, а еще через три недели, по случайному стечению обстоятельств, руководство СК возобновило предварительное следствие по делу о публикации фотографии с яхты St. Princess Olga.
В этот раз расследование пошло быстрее — по поручению следователя Нерюпова были проведены оперативно-розыскные мероприятия. Заместитель начальника УСБ ФСБ России Александр Гуртопов буквально уже на следующий день отправил Нерюпову справку со всеми данными Романа Анина и его родителей. «Важные истории» отмечают, что фамилия генерал-майора Гуртопова также уже фигурировала в медиа — его упоминал бежавший из России бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков в своих дневниках.
Судя по материалам дела, разработкой Романа Анина занимается шестая служба Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ, которую называют «сечинским спецназом». Какое-то время назад эту службу возглавлял близкий к Игорю Сечину генерал Олег Феоктистов, который затем стал заместителем руководителя УСБ ФСБ, а после ухода из органов в 2017 ненадолго возглавил службу безопасности «Роснефти».
«Эти действия российских властей в ответ на использование доступных для широкой аудитории фотографий из инстаграма могут считаться нарушением свободы выражения мнения и преследованием СМИ со стороны государства», — говорится в заявлении издания «Важные истории», опубликованном сегодня, в честь Всемирного дня свободы печати.
Обращение к российским властям с требованием прекратить нападки на независимые СМИ, в том числе и на «Важные истории», DOXA и «Медузу», подписали 250 журналистов из более чем 60 стран мира. В их числе — сотрудники the Guardian, BBC, the Washington Post, Le Monde, Süddeutsche Zeitung, Miami Herald, Radio France, CBS.