Первая встреча Владимира Путина и Джо Байдена пройдет в Женеве 16 июня. Стороны уже сейчас анонсируют темы для будущих дискуссий. Почему во встрече двух президентов заинтересована американская сторона и какое соглашение может стать ее итогом — в материале «МБХ медиа».
Предсказуемость и стабильность
Кремль опубликовал сообщение о том, что Владимир Путин и Джо Байден обсудят состояние и перспективы российско-американских отношений, стратегическую стабильность и актуальные вопросы международной повестки. В частности, речь пойдет о «борьбе с пандемией коронавируса и урегулировании региональных конфликтов».
Представитель Белого дома Джен Псаки в свою очередь заявила, что на предстоящей встрече Вашингтон рассчитывает восстановить «предсказуемость и стабильность» в отношениях с Москвой. По ее словам, разговор обещает быть сложным из-за накопившихся между странами разногласий. Например, в вопросах Украины и Белоруссии. Позднее президент США Джо Байден добавил: «Я встречусь с президентом Путиным в ближайшие пару недель в Женеве, и я дам ясно знать, что мы не будем стоять в стороне и позволять ему нарушать права [человека]».
Напомним, последняя встреча на высшем уровне между Россией и США состоялась в июле 2018 года в Хельсинки –– тогда Путин встречался с тогдашним президентом США Дональдом Трампом. Инициатором новой встречи выступил Байден: 13 апреля во время телефонного разговора с Путиным американский президент выразил обеспокоенность наращиванием сил в на границе с Донбассом и на территории Крыма. Эти темы Байден посчитал необходимым обсудить при очном разговоре.
Женевская встреча будет проходить на фоне обострения в отношениях между Россией и США. 15 апреля США ввели новые санкции в отношении России –– они включали высылку десяти российских дипломатов из посольства в Вашингтоне. Москва ответила на эти меры зеркально, а также объявила о возможном ограничении краткосрочных командировок для американских дипломатов и запрете найма россиян в американскую дипмиссию. 14 мая РФ утвердила список недружественных государств, в который вошли США и Чехия.
Оружие и жесткая риторика
Сотрудник Института США и Канады РАН Павел Шариков считает, что необходимость в женевской встрече давно назрела: дежурные моменты не решаются, никакого сотрудничества нет даже на взаимовыгодных условиях. «отя президентская встреча всегда более церемониальная, важно чтобы лидеры посмотрели друг другу в глаза, пожали руки. Это общий настрой выводит в конструктивное русло», –– объяснил он «МБХ медиа».
Однако Шариков полагает, что стремление о чем-то договориться сейчас исходит только от Байдена: «Если Америка ищет предсказуемости и стабильности, то со стороны Москвы такой необходимости нет. Москва, по-моему, намерена делать многие вещи для того, чтобы эти отношения были предсказуемо плохими».
При этом, встреча на высшем уровне не может ограничиться рукопожатиями и объятиями. Шариков рассматривает два возможных сценария. Первый –– результатом встречи может быть незначительный прогресс по широкому спектру вопросов киберпреступности, оружия, прав человека, санкций, «Северного потока-2». Второй –– встреча закончится меморандумом или соглашением по одному конкретному вопросу.
Причем, едва ли это будет тема прав человека: «Для того, чтобы обменяться в “любезностями” по этому вопросу, встречаться необязательно», — полагает американист. Наиболее вероятно, что лидеры сойдутся в точках зрения на вопрос стратегической стабильности и контроля над оружием, считает эксперт.
Напомним, зимой Путин и Байден согласовали продление СНВ –– договора о сокращении стратегических ядерных вооружений. 24 мая состоялись переговоры секретаря Совета безопасности Николая Патрушева и советника президента США по национальной безопасности Джейкоба Салливана о контроле над вооружением.
Шариков напоминает, что Байден едет в Европу на саммит ЕС –– США, который намечен на 15 июня в Брюсселе. Основная цель визита американского президента –– восстановить ущерб, который был нанесен трансатлантическим отношениям предыдущим президентом Трампом. «Европейцы сейчас Байдена очень сильно тянут в сторону какого-то единого фронта против России и Белоруссии, поэтому очевидно, что [на женевской встрече] риторика будет жёсткая», –– резюмирует эксперт.