В Шевченковском суде Киева на 19 января назначено предварительное заседание по уголовному делу в отношении лидера ЛДПР Владимира Жириновского и членов партии Михаила Дегтярева и Алексея Диденко. Их обвиняют в финансировании терроризма из-за оказания помощи сепаратистам Донбасса. По мнению юристов, последствия обвинительного приговора для фигурантов могут оказаться серьезными — от включения в списки Интерпола до различных финансовых ограничений.
Суть обвинений
Уголовное дело в отношении лидера ЛДПР и двух депутатов Госдумы было возбуждено на Украине еще в 2018 году. В сентябре Шевченковский районный суд Киева разрешил специальное досудебное расследование, а уже 25 октября Генпрокуратура Украины направила в суд обвинительный акт. Пресс-секретарь ведомства Андрей Лысенко рассказал, что Жириновского, Дегтярева и Диденко обвиняют в финансировании терроризма, а обвинительный акт был вручен защитникам российских парламентариев. Тогда же документ был направлен в Шевченковский районный суд Киева для рассмотрения дела по существу, хотя к слушаниям решено было приступить только в январе 2021 года.
По версии следствия, Жириновский в марте-апреле 2014 года создал и возглавил организованную группу, чтобы финансировать деятельность самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (хотя ДНР была создана только 7 апреля, а ЛНР — 27 апреля 2014 года). В преступной группе якобы участвовали члены ЛДПР — нынешний врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, который тогда был зампредом комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, а также депутат Госдумы Алексей Диденко. Помимо этого, Жириновского подозревают в том, что он по просьбе лидера батальона «Сомали» Михаила Толстых купил и поставил сепаратистам шесть автомобилей, которые затем использовались в том числе в боях в районе донецкого аэропорта. Наконец, обвинение утверждает, что группа во главе с Жириновским помогла представителям ДНР получить в Москве помещение для открытия своего представительства. По статье о финансировании терроризма лидеру ЛДПР и другим обвиняемым грозит до 12 лет лишения свободы.
Реакция обвиняемых
Жириновский, Дегтярев и Диденко все обвинения предсказуемо отвергли. Глава ЛДПР рассказал, что партия направила в Донбасс гуманитарную помощь и подержанный автомобиль. Этой машине весной 2014 года даже были посвящены публикации в СМИ: в них рассказывалось о том, как синий бронированный внедорожник «Тигр» с партийной символикой прорвался через российско-украинскую границу под прикрытием вооруженных сепаратистов и доехал до здания луганской обладминистрации.
На днях Жириновского снова спросили о том, как он относится к предъявленным обвинениям. В эфире программы «60 минут» на «России 1» он заявил, что «о финансировании речь никогда не шла» и что партия «ни одного рубля» за границу не передавала. Также лидер ЛДПР отдельно отметил, что Диденко и Дегтярев никакого отношения к ситуации не имеют. При этом, по словам Жириновского, его сторонники всегда оказывали и будут оказывать моральную помощь Донбассу. «Помочь с лекарствами — это тоже благое дело», — сказал он.
Высказывания Дегтярева выдержаны в том же ключе. «Вероятно, в Киеве считают, что начать войну против двух своих регионов, Донбасса и Луганска, — это нормально, а организовывать доставку гуманитарной помощи страдающему мирному населению — преступление. Все это не имеет никакого отношения к делам Хабаровского края, к тем проблемам, которыми я занимаюсь ежедневно», — заявил он РИА Новости. По словам Дегтярева, он действительно занимался гуманитарными поставками, которые включали продовольствие, одежду и лекарства.
В свою очередь, Диденко назвал уголовное дело «очередной кинокомедией» и отметил, что никаких повесток никто из его фигурантов не получал. Также депутат напомнил, что вместе с Жириновским и Дегтяревым находится в санкционных списках Украины и в любом случае они не смогли бы прибыть в страну для участия в судебном процессе. Будут ли присутствовать на заседаниях представители обвиняемых, пока не ясно.
Правовые последствия
Хотя фигуранты дела в ближайшее время вряд ли посетят Украину и не рискуют попасть под арест, уголовное дело может обернуться для них более серьезными последствиями, чем кажется на первый взгляд. «Обвинительный приговор суда Украины по делу о финансировании терроризма может повлечь включение этих лиц в список Интерпола, что означает возможность задержания человека на территории любой страны, — пояснил «МБХ медиа» управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. — Кроме того, вынесение обвинительного приговора может означать заведение профилей на имя данных российских депутатов в международной базе комплаенса Refinitiv World-Check. Следствие такой индексации — повышение риск-фактора этих лиц с возможным закрытием счетов в иностранных банках. За последние шесть месяцев мы знаем несколько случаев закрытия счетов монакскими, швейцарскими и британскими банками из-за выявления у клиентов таких проблем». Именнов добавил, что попадание в эту базу негативно скажется, в том числе, на экономических отношениях с западными банками, финансовыми учреждениями и визово-миграционными органами власти иностранных государств.