in

Суррогатное материнство для избранных. Какие поправки в Семейный кодекс готовит Госдума?

Суррогатное материнство
Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

В России каждый год рождается как минимум 22 тысячи детей от суррогатных матерей. Новый законопроект Госдумы предлагает запретить эту услугу иностранцам, одиноким мужчинам и парам, не зарегистрировавшим брак. Чем вызвана обеспокоенность депутатов и почему эта инициатива противоречит Конституции — в материале «МБХ медиа»

Забота о детях

Группа депутатов во главе с вице-спикером Петром Толстым внесла в Госдуму законопроект с поправками, связанными с семьей и охраной здоровья. Изменения коснутся Семейного кодекса, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» и Федерального закона «Об актах гражданского состояния». 

Пётр Толстой
Пётр Толстой. Фото: пресс-служба Минсвязи

Согласно поправкам, потенциальные родители «должны быть гражданами Российской Федерации» и «состоять между собой в браке».

В пояснительной записке авторы законопроекта заявляют, что сейчас потенциальных родителей-иностранцев не проверяют перед процедурой суррогатного материнства по многим параметрам. Например, на судимость за преступления против несовершеннолетних, на наличие зарегистрированного однополого брака или решение о лишении родительских прав. 

При этом, пишут законодатели, «суррогатные» дети не получают гражданство России — родители-иностранцы регистрируют ребенка в консульстве другого государства, что лишает российские органы надзора возможности контролировать его дальнейшую судьбу.

Этот факт настораживает инициаторов законопроекта, поскольку за время пандемии COVID-19 в следственные органы поступали сообщения о том, что дети, рожденные суррогатными матерями, находятся в России без присмотра родителей и должного ухода. В связи с этим, были возбуждены уголовные дела по ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности») и ст. 127.1 УК РФ («Торговля людьми»). 

Например, в июне 2020 года в Москве без присмотра обнаружили пятерых младенцев, рожденных для граждан Китая. В январе 2020 года в Одинцово вовсе обнаружили труп ребенка, рожденного суррогатной матерью для граждан Филиппин. 

«В Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, и детство находятся под защитой государства. Главная задача нашего государства — гарантированно защитить будущее России, наших детей, от внешних и внутренних угроз, а также четко прогнозировать потенциальные вызовы и риски», — делают вывод депутаты.

Вмешательство государства в семейную жизнь

Юрист и член российской ассоциации репродукции человека Константин Свитнев рассказал «МБХ медиа», что депутаты Госдумы предпринимают попытки запретить или ограничить суррогатное материнство с 1995 года, когда оно впервые было закреплено в Семейном кодексе.

По словам юриста, 51-я статья Семейного кодекса создавала проблемы для одиноких мужчин и женщин еще в 2000-ые годы. Порядок регистрации суррогатных детей в ней рассматривался на примере супружеской пары. 

Из-за этого юристы клиник репродукции в большинстве случаев неверно трактовали законодательство и отказывали им в процедуре. В 2009-м году Свитнев на примере дела Натальи Горской доказал, что одинокая женщина имеет право стать матерью по программе суррогатного материнства.

Родильный дом больницы №40 на северо-востоке Москвы
Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Новый законопроект, в свою очередь, противоречит 19-ой статьей Конституции («Равенство прав и свобод человека»), утверждает Свитнев. «Это дискриминация по признаку супружеского статуса и пола. Если одинокая женщина имеет право стать матерью и если у супружеской пары есть право стать родителями, точно такое же право должно быть у одиноких мужчин и пар вне брака», — комментирует он.

Нина Дмитрушкова — суррогатная мать с 2011 года. К ограничению права  одиноких мужчин на программу суррогатного материнства женщина относится отрицательно. В разговоре с «МБХ медиа» приводит пример из личного опыта: она знакома с «порядочным биологическим отцом» с ДЦП, которому было сложно найти пару и завести ребенка. Поэтому он вынужден был прибегнуть к программе суррогатного материнства.

На иностранцев тоже напрасно «навешивают ярлык», полагает Дмитрушкова. «Как это можно проверить — достоин человек или не достоин завести ребенка? Я считаю, что граждане всех стран имеют полное право выбирать, где им делать программу суррогатного материнства. От национальности бесплодие не зависит», — считает она.

Новая волна резонанса вокруг этой темы началась в 2020-м году после смерти ребенка, рожденного для филиппинской семьи, вспоминает Свитнев. Он называет этот случай безосновательным обвинением — из материалов уголовного дела не следовало, что мальчик был рожден для продажи.

По его словам, филиппинская семья не могла приехать в Россию из-за пандемии, поэтому мальчик был вынужден находиться с няней. После операции по удалению последствий родовой травмы он скончался. Когда же няня вызвала «скорую», на место сразу приехал Следственный комитет.

Эксперт сравнивает нынешний законопроект со знаменитым «законом Димы Яковлева» и с сарказмом называет его «шагом вперед». «Если тот закон запрещал усыновление российских детей, то нынешний запрещает иностранцам становиться родителями уже в нашей стране. Даже если бы описанные преступления в России случались — это не основание отказывать другим людям в праве продолжить род», — считает юрист.

Дмитрушкова тоже считает истории о продаже детей надуманными –– для этого, по ее словам, заказывать дорогостоящую программу суррогатного материнства совершенно бессмысленно. «У нас есть Африка, Мексика, Пакистан, где действительно огромное нищее население. Детей там воруют –– и даже никто не замечает, что они исчезают», –– указывает она.

При этом, для Дмитрушковой важно быть в курсе судьбы детей –– необходимо проверять, что они живы и здоровы. «Я не лезу к ним, даже не спрашиваю. Мне достаточно периодически видеть их счастливые лица в соцсетях», –– резюмирует она. 

Свитнев, напротив, полагает, что клиники не должны следить за дальнейшей судьбой детей, рожденных суррогатными матерями. В соответствии с законом, полную ответственность за рожденных детей берут на себя родители. Если они с ней не справляются — вопрос должны решать службы опеки и попечительства, которые исправно работают в других странах.

«Получается, что для того, чтобы соблюсти интересы детей нужно, чтобы дети не рождались. Де-факто вводится разрешительно-запретительный порядок деторождения. Это бесцеремонное вмешательство государства в семейную жизнь человека», — заключает он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.