Еще недавно за репост картинки со Штирлицем из «Семнадцати мгновений весны» или любой фотографии времен Второй мировой войны, на которой была видна свастика, можно было попасть под суд. Сегодня Госдума приняла уточняющий закон, который вроде бы разрешает демонстрировать нацистскую и экстремистскую символику. Но все сложно.
Закон разрешает демонстрацию при соблюдении ряда условий: если, например, к нацизму и экстремизму формируется негативное отношение и отсутствует их пропаганда. Но хотя новый закон усложнит привлечение людей к ответственности «за свастику», штрафы и административные аресты за это остаются, так как закон об их отмене находится на рассмотрении в Госдуме уже почти год.
Принятый закон существенно отличается от первоначальной версии. Демонстрацию такой символики хотели разрешить при «при условии осуждения нацизма», но эта формулировка из документа исчезла. Также закон принят без первоначального упоминания о том, что демонстрация такой символики возможна только в произведениях искусства, научных работах, книгах, образовательных материалах и материалах СМИ. Хотя на сайте Госдумы уточняется, что закон подразумевает разрешение использования такой атрибутики в «произведениях искусства, литературы и науки, а также в сообщениях СМИ и т. д».
Один из авторов законопроекта Елена Ямпольская объяснила необходимость принятия поправок тем, что, когда был принят полный запрет на демонстрацию нацистской символики, «возникла правовая коллизия, которая на протяжении последних лет являлась для общества серьезным раздражителем».
Число привлеченных к ответственности за публикацию запрещенной символики неуклонно росло. По статистике Верховного суда, в 2018 году было рассмотрено 2080 дел по статье о пропаганде и публичном демонстрировании символики запрещенных организаций, из которых 1549 оштрафованы, а 103 отбыли административный арест. За этот период штраф получили 1282 человека — на общую сумму около 1,5 миллиона рублей.
Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков считает, что эти преследования носят конвейерный характер: «Правоохранителям достаточно установить факт наличия изображения свастики, рун или иной запрещенной символики вроде “мертвой головы” и, заручившись пояснением культуролога о соответствии имеющихся на теле в виде татуировки, на одежде, на картинке или видеозаписи в сети интернет символов запрещенным, передать дело в суд».
Новый закон только лишь усложнит привлечение к ответственности за свастику, написал он у себя в телеграм-канале: «Теперь для привлечения гражданина к ответственности правоохранительным органам необходимо будет установить, формируется ли в процессе демонстрации запрещенной символики негативное отношение к идеологии, с которым связан символ и имеются ли признаки пропаганды или оправдания этой идеологии. Казалось бы, эти изменения усложняют массовое привлечение к ответственности за ту же свастику. На практике же в вопросном листе экспертам будут добавлены два вопроса о негативном отношении и признаках пропаганды (что, конечно, дает возможность обеспечить защиту части привлекаемых лиц)».
Юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян в разговоре с «МБХ медиа» сказал, что, несмотря на принятие этого закона, при публикации изображений со свастикой необходимо быть «осторожным в словах», так как правоохранительные органы теперь учитывают контекст. В качестве меры предосторожности он советует указывать источник фотографии.
Одним из самых абсурдных примеров работы «запрета на свастику» был штраф, наложенный на жителя Архангельской области Михаила Листова. Он был оштрафован за фотографию, на которой изображены советские солдаты с опущенными немецкими знаменами. Позже суд отменил штраф в тысячу рублей. Штраф за свастику назначали также за сравнение президента Владимира Путина с фашистами.
Другой законопроект — об отмене административного наказания за использование свастики без ее пропаганды пока находится на рассмотрении в Госдуме. Его внесли в парламент еще в 2018 году, в первом чтении его планируют рассмотреть 4 декабря 2019 года.
«В ближайшее время необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и отменить наказание за использование нацистской символики без признаков пропаганды», — считает депутат Ямпольская.