in

«Это похоже на страшное лицемерие». Театральное сообщество возмущено ограничением продаж билетов из-за эпидемии

Подготовка к открытию театра "Ленком" в Москве
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Из-за рекордного с начала пандемии количества заболевших в Москве 10 ноября местные власти объявили о новых ограничениях. В столице запретили работу ночных заведений и ввели лимит на количество зрителей в театрах, кинотеатрах и концертных залах. Теперь заполняемость помещений не должна превышать 25% — нельзя продавать три четверти билетов на мероприятия. «МБХ медиа» рассказывает, как на нововведения отреагировали в театральном сообществе, чем грозит введенный лимит и считают ли деятели сцены эти меры оправданными.

Спектакли, на которые уже были проданы билеты по старым нормам, будут сыграны — в Министерстве культуры разрешили вход в подведомственные ему театры (их в столице 11) по билетам вопреки указу мэра Москвы Сергея Собянина. Точнее, сколько бы ни было продано билетов на мероприятие до вступления в силу распоряжения градоначальника, купившие их зрители смогут на нем присутствовать. Но если заполнено уже больше четверти зала — продажи придется остановить. Деятели культуры опасаются, что это приведет к серьезным убыткам.

В Минкульте считают, что меры поддержки, которые ввели и для государственных, и для частных площадок на время ограничений, «помогут им продолжить свое существование на протяжении 2021 года». В реестре частных театров сейчас находится 366 учреждений. «Первый шаг — участие (негосударственных театров. — «МБХ Медиа») в «Больших гастролях», также мы отрабатываем механизм по предоставлению грантов на постановки этих театров и участие в фестивалях», — заявила директор Департамента поддержки искусства и народного творчества ведомства Оксана Косарева. «Большие гастроли» — это федеральная программа для российских творческих коллективов. Труппы путешествуют по всей стране, делая свои постановки доступными для жителей разных ее частей. Гастроли проходят с полноценными декорациями, костюмами, полным актерским составом и финансируются из госбюджета. В 2021 году Минкультуры позволило участвовать в «Больших гастролях» негосударственным площадкам.

Театрам, подведомственным московскому Департаменту культуры (их в городе 88), на поддержку правительства города рассчитывать не стоит — никаких новых мер помощи связи с вводимыми ограничениями не запланировано, сообщил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Уже принятых, видимо, достаточно, считает его руководитель Сергей Собянин. «Мы поддерживаем театральный сектор, наши московские театры, обеспечивая выплаты заработной платы даже при том, что там огромное падение внебюджетных доходов, — заявил градоначальник в июне, отметив, что разница покрывается за счет бюджета. 

Вариант безопасной рассадки в Московском театре Олега Табакова. Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
«Самое безопасное место» 

До нововведений как городские, так и федеральные театры придерживались рекомендаций Роспотребнадзора, которые ведомство разработало «к открытию учреждений культуры» 1 августа. В частности, продавалось не более половины билетов для того, чтобы зрители могли соблюдать дистанцию в зале. Посетителей без масок не пускали, отменяли спектакли с хоровыми и массовыми сценами, в буфетах не продавали еду, а воду — только в бутылках.

«Именно в театре, как нигде, соблюдаются все правила и предписания. Театр — одно из самых безопасных мест»,  — рассказал «МБХ медиа» главный режиссер театра «Человек» Владимир Скворцов. Здесь, например, измеряют на входе температуру, раздают маски и перчатки, следят за соблюдением дистанции.

По словам режиссера, все московские театры очень ответственно подходят к выполнению предписаний, потому что их несоблюдение ведет, в том числе, к чувствительным финансовым санкциям. А учреждения культуры сейчас и так не в самом лучшем материальном положении. В России за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, из-за которого случилось (или могло случиться) массовое заражение, предусмотрены штрафы от 500 тыс. руб.

Причем в этом ответственном отношении театры нередко находят поддержку у зрителей. Так, 15 октября актеры Таганки отказались начинать спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» из-за того, что женщина в зрительном зале не хотела надевать маску — точнее, поднять ее с подбородка. После безуспешных уговоров администрация вызвала полицию и Росгвардию. Зрители встретили приехавших на вызов силовиков аплодисментами. Нарушительницу задержали и выписали ей штраф. Актеры сыграли спектакль с задержкой на час.

Директор Театра Наций Мария Ревякина подтвердила «МБХ медиа»: «Не только я, но и мои коллеги не видят смысла [в сокращении продаж билетов с половины зала до четверти. — «МБХ Медиа»]. Все выполняют меры безопасности с сохранением социальной дистанции, у нас есть санитайзеры. Мы следим за тем, чтобы все носили маски, измеряем температуру». Театры — точно не самые опасные места, в которых люди могут заразиться, считает она. «Есть общественный транспорт, метро, рестораны, ночные клубы, — продолжила Ревякина, — мне кажется, что это (ограничения. — «МБХ Медиа») избыточная мера, которая приведет к массовым депрессиям и у зрителей, и у тех, работает на сцене. Она считает, что этим приказом его авторы «превысили свои компетенции». 

Театр на Таганке во время пандемии коронавируса
Виртуальный сбор труппы театра на Таганке в апреле 2020 года. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Планируемые убытки

Спрогнозировать возможные убытки Ревякина не берется: «Пока мы ничего не знаем по цифрам. Для нас этот приказ как гром среди ясного неба». А вот Владимир Скворцов уже сейчас смотрит в будущее без оптимизма — несмотря на господдержку, театры все равно понесут сильные убытки из-за ограничения продаж билетов.

Гендиректор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный отметил, что в цирке работа над теми или иными представлениями определяется, как правило, их рентабельностью или отсутствием таковой. Но в условиях ограничений о ней не может быть и речи. «Закрывайтесь, во всем виноваты массовые мероприятия. Самое большое массовое мероприятие в Москве — это метро. Я не вижу там дозированного присутствия людей, там не пускают ограниченное количество пассажиров», — эмоционально отметил он. 

Частные театры оказались еще в более затруднительном положении, так как в себестоимость спектаклей также входят расходы на аренду залов и рекламу, рассказал продюсер, художественный руководитель Театра МДМ Дмитрий Богачев. Он занимается производством масштабных и дорогостоящих шоу, самые популярные из которых — мюзикл «Шахматы» и комедия «Шоу пошло не так». «Остановка проката на два самых активных месяца в разгар сезона для нас равносильна полному закрытию и прекращению деятельности», — заявил продюсер. 

Решение заполнять залы на четверть не нравится и актерам. «25% в зрительном зале — не знаю, нужен ли такой театр, — сказал народный артист России Александр Збруев, — очень важно, чтобы зрительный зал был заполнен. Это не выход из положения, все равно люди будут так же болеть. Это не решение. Для театра это какое-то уродство». 

Народный артист Сергей Маковецкий считает сам приказ, который касается только театров, несправедливым: «Пусть сделают 25-процентную заполняемость в поездах, самолетах. А то получается, что в транспорте нет коронавируса, а в несчастном театре он есть. Я понимаю, что это вынужденная мера, но это все похоже на страшное лицемерие». Владимир Скворцов высказался более определенно: «Государство ставит театр в разряд рассадников заразы».

Актриса Виктория Исакова отметила, что в именно в поездах, в отличие от театров, к ношению масок походят халатно: «В театре 25% загрузки, а в “Сапсане” полная и ни одного человека в маске. Задаю вопрос стюардессе, обязательно ли ношение масок? Милая девушка говорит, да, обязательно на входе в вагон. Внутри ни одного человека в маске!».

Общее настроение театрального цеха, вероятно, выразил актер и режиссер Александр Молочников: «25% зрителей в зале означает, что мы говорим: “Да! театр — это терпилы! У нас нет того, кто может зайти и договориться, мы примем реальность как есть”».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.