Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) снизила прогноз по росту мировой экономики в 2019-2020 годах. Наибольшее снижение темпов роста будет в Европе — основном потребителе российских энергоресурсов. Вместе с экономистами Андреем Мовчаном и Михаилом Крутихиным разбираемся, как это скажется на России, и грозит ли это новым мировым экономическим кризисом.
Хотя прогноз по росту мирового ВВП в 2019 году снижен всего на 0,2% — до 3,3%, в еврозоне он снижен почти в два раза — с 1,8 до 1%. Более чем вдвое прогноз снижен по крупнейшей экономике Европы, Германии — до 0,7%. К примеру, это в два раза ниже прогноза по росту российской экономики, которой прогнозируют 1,4% роста. Великобритании и Италии грозит рецессия. Если «Брексит» пройдет без сделки, которая должна смягчить потери от выхода из ЕС, экономика Великобритании упадет на 2%. Италию ожидает минус 0,2% ВВП.
В США и Китае дела гораздо лучше, но прогноз по ним тоже снижен. До 6,2% в Китае и 2,6% в США. Худшие прогнозы по Турции — минус 1,8 и Аргентине — падение продолжится второй год подряд — минус 1,5%.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что в вопросе спроса на российские энергоресурсы в первую очередь стоит обращать внимание на рост Китая и Индии. «Наибольшее влияние на мировые цены нефть сейчас оказывают данные именно из этих стран. Если у Китая сохранятся относительно высокие темпы прироста ВВП, то тогда с ценами на нефть ничего особенного не произойдет. Спрос на нефть в той же Европе уже не растет, американцы сами превратились в экспортеров», — говорит он.
При этом Китай может преувеличивать данные о своем росте, говорит экономист: «В Китае есть подозрения насчет стабильного роста и достоверности китайской статистики. Но предложение нефти больше, чем требуется миру, может привести к снижению цен на нефть. Но они снижаются не только под воздействием спроса, который не сильно растет, а еще и под воздействием роста добычи в США”, — говорит Крутихин.
При этом развитие производственных мощностей не поспевает за бурным ростом добычи сланцевой нефти в США, а значит вызывает накопление избыточных запасов, что поддержит цены на нефть, добавляет эксперт Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.
Оба спикера едины во мнении, что проблемы роста европейской экономики не приведет к падению цен на нефть. Но «в такой ситуации не стоит ожидать бурного роста цены», — добавляет Мовчан.
Крутихин говорит, что спрос на российских газ в Европе и Турции будет, опять же, определять ситуация в Азии: «Мы видим, что спрос на газ сейчас определяется сжиженным природным газом, а спрос на российский газ зависит от очень интересного фактора. В Европе спрос растет очень медленно, но один из главных факторов, это сколько сжиженного природного газа оттянет на себя Азия: Япония, Тайвань, Корея, Индии. Если цены на газ там будут высокие, то этот газ уйдет туда, и российский газ еще в больших количествах потечет в Европу. Если же цены на газ в Европе и Азии сравняются, то сжиженный газ пойдет в Европу, и тогда спрос на российский газ будет резко падать. Азиатский спрос на сжиженный газ даже важнее, чем ВВП в ОЭСР». Спрос на российский газ также повысит постепенное сокращение добычи в Европе”.
«Мы знаем, что в Европе экономика не может выбраться из квазирецессии. 0,7% роста ВВП Германии — это все-таки 287 евро роста в год на человека — это цифра все равно значительная. Такие цифры вообще не должны вызывать опасения», — говорит Мовчан. При этом если по прогнозу в России будет рост 1,5% — от 10 тысяч долларов ВВП на душу населения — это 150 долларов на человека, объяснил экономист. Также он обращает внимание на снижение курса евро по отношению к доллару, который будет снижаться и дальше: «Это такой дополнительный толчок для европейского производства, потому что более дешевая валюта повышает конкурентоспособность», — говорит Мовчан. Он считает, что реальный рост ВВП России не превысит 1%.
Он признает, что экономисты действительно ожидают рецессии в мире, но не сильной: «Кризис и рецессия — совершенно разные вещи. Кризисы случаются и приводят к рецессии, а случаются рецессии, при которых нет никакого кризиса. Рецессии действительно ждут, но не глубокой, а просто как следствия того, что экономики растут уже довольно долго, и восстановительный рост после кризиса десятилетней давности закончился. Но это не означает кризиса, это может быть некой паузой», — объясняет он.
Также он объяснил значительное отставании Европы от США: «Уровень бюрократизации экономики Европы существенно выше, чем в Америке. В Европе выше налогообложение, чем в США. В Америке прошла еще налоговая реформа по снижению налогов на бизнес, которая позитивно сказалась на его развитии. В Америке кризис 2008 года был жестче в основных потребительских областях, и поэтому восстановительный рост только сейчас заканчивается. Американские меры стимулирования и оздоровления банковской системы были намного более эффективными, чем в Европе. Европа очень фрагментирована, и очень много проблем с целыми крупными регионами, в отличие от Америки».
Мы ранее рассказывали о том, что данные Росстата о неожиданном росте ВВП России на 2,3% вызвали сомнения у ряда экономистов. При росте ВВП три года подряд реальные доходы населения продолжают снижаться с 2014 года.