Бывшие работницы масочного завода на севере Москвы вышли к цеху требовать выплаты зарплат. Женщины несколько месяцев шили маски за 1400 рублей за смену, но денег так и не увидели. Корреспондент «МБХ медиа» вместе с бывшими сотрудниками съездил к пошивочному цеху и попытался выяснить, кто виноват в задержке выплат.
Десять женщин и двое мужчин собираются на Ленинградском шоссе — между салоном «Porsche» и оптовыми гипермаркетами находится полузаброшенная промзона. В руках у них свернутые плакаты. Женщины обсуждают между собой: их работодатель, компания «Медоптсервис», получил новый контракт — и скорее всего, денег от него работники завода не увидят — их заберет сама компания.
После 10 минут ожидания опоздавших работницы разворачивают плакаты и выходят к цеху. Он спрятан в складских помещениях: чтобы попасть на территорию, женщины прорываются через ворота складского комплекса. В стороне от грузовых контейнеров находится бухгалтерия компании — работницы замечают, что у здания припаркована машина бухгалтера, и решают найти начальство там.
— Открывайте по-хорошему! Мы будем стоять тут до вечера. У нас к вам очень много вопросов, — стучит в дверь бывшая работница завода Елена.
Позже оказывается, что все начальство находится в цеху, и история повторяется: работницы стучат в дверь, им никто не открывает. Еще одна работница жалуется: обращения в трудовую инспекцию пока ни к чему не приводят, большинство женщин работали без договора, и их связь с компанией еще нужно доказать через суд. «Мы думаем, это унизительно — решать вопрос по копейкам через суд и отдавать адвокату больше, чем мы заработали», — говорит Людмила Новикова, которая отработала 13 ночных смен и не получила 27 тысяч рублей.
По словам работниц, «Медоптсервис» производит миллионы масок в месяц — судя по данным системы «СПАРК-Интерфакс», больше всего их заказывает военное управление Следственного комитета, военная прокуратура и Северный флот.
Елене Дупленко должны 14 тысяч рублей — она ушла сразу после первой задержки зарплаты. Она показывает контракт от 22 июня с компанией «Что? Где? Куда?» — по данным «СПАРК-Интерфакс», еще 18 июня она переименовалась в «АВС Стафф». Складской комплекс, в котором находится цех, состоит на балансе компании «АВС Риэлти», а за работу физических лиц у «Медоптсервиса» выступает компания «АВС Аналитика».
Все эти компании формально никак не связаны — и «Медоптсервис» в официальных письмах к бывшим сотрудницам просит обращаться к компаниям, которые нанимали их на работу. В свою очередь «АВС Аналитика» сами подали иск против «Медоптсервиса» о невыплате денег по договорам об оказании услуг. Они утверждают, что выступают посредниками, и отправляют пострадавших сотрудниц к подрядчику. Подрядчик же говорит, что все деньги выплатил.
Этот завод работает с мая — в июле на него попал журналист Кирилл Руков и принес оттуда репортаж для The Village. «Брали нас на “Авито”. Сказали скинуть первые страницы паспорта и уже направили на завод. Сразу же попросили подписать подписку о неразглашении — многие уже после этого ушли. Мы подумали: ну, не будем ничего говорить, лишь бы деньги платили», — говорит бывшая работница Ирина Спирина. В конце июля ей выплатили зарплату за май — за июнь не выплатили до сих пор.
Из цеха выходит начальник производства — немолодой мужчина в зеленой футболке. Он говорит, что вызовет полицию, и тут же закрывает дверь. В цеху видно, что работа идет: половину помещения занимают поддоны и коробки, другую половину — станки и столы для швей. Всего в цеху находятся около 20 человек — это первая, дневная смена.
На севере Москвы бывшие работницы масочного завода компании «Медоптсервис» требуют выплатить им зарплату. В сумме им должны более 600 тысяч рублей. Видео: @MBKhMedia pic.twitter.com/Q755LqkmJk
— МБХ Медиа (@MBKhMedia) August 25, 2020
— Какие были условия? Вода есть, свет есть. Туалет на улице — пока оттуда не вернутся люди, не отпускали. На кухню отпускали двоих максимум — остальные выполняют норму. А норма с каждым днем все больше и больше, от 40 тысяч масок за смену, до 90 тысяч в сутки, — говорит Ирина Спирина.
— Но в каких условиях маски шили! Они лежали на полу, все грязные. Нас самих поначалу маски и перчатки надевать не просили. Мы с этого офигевали, там уже потом спохватились. Температуру не мерили. Штрафовали людей — они две недели отработали, а их оштрафовали, чтобы ничего не платить», — говорит Людмила.
— Техники безопасности не было, медкнижек тоже. Показали, куда маску крепить — и все, — перечисляют нарушения сотрудницы. Некоторые приходили на работу с симтомами простуды — начальство не спрашивало их о состоянии здоровья.
К складам подъезжает Росгвардия. Обманутые сотрудницы в это время стоят с развернутыми плакатами — на них написано «Мы работали в пандемию, нам не заплатили», «Где наша зарплата за июнь?» и «Долой масочный беспредел».
— Давайте попросим, чтобы они открыли нам дверь, — предлагают сотрудницы.
Росгвардейцы спрашивают у женщин, чего они хотят, и проходят к цеху. Заведующий производством говорит силовикам, что женщин не узнает — в свою очередь женщины уверяют росгвардейцев, что именно мужчина устанавливал для них план пошива масок.
— Они у нас не работают. У них контракты на какой-то «АВС», пускай к нему и обращаются, — с ухмылкой объясняет силовикам мужчина.
Тем временем второй подоспевшей группе силовиков поступает указание проверить у женщин документы.
— Все тут граждане России? Россияне все? Нет никого с другим гражданством? — спрашивает росгвардеец и подходит к женщине восточной внешности с ребенком.
Джамиля держит своего сына, на вид ему не больше трех лет. Женщина работала в ночную смену, каждый раз выполняла план в три тысячи масок и за все время работы пошила больше ста тысяч. Ей должны выплатить 47 тысяч рублей — пока она не получила ни рубля.
Наконец, росгвардейцы выходят из цеха и собирают женщин. «Мы вам советуем только ждать. Если вы уже какие-то жалобы написали, дело на нет не сойдет», — говорит один из них и извиняется: такими делами он никогда не занимался, и занять чью-то сторону не может.
Ни одно из ведомств на данный момент так и не ответило на жалобы бывших сотрудниц. Дело «АВС Аналитики» против «Медоптсервиса» только 19 августа зарегистрировал Арбитражный суд, заседания по нему пока не назначены.