in

«Следующий шаг ФСИН — попросить под это денег»: кому нужен труд заключенных в Арктике

Территория лечебно-исправительной колонии ФСИН России по Алтайскому краю
Фото: Андрей Луковский / Коммерсантъ

Федеральная служба исполнения наказаний займется привлечением осужденных к работам по очистке Арктики от загрязнения. Представители фонда «Русь Сидящая» рассказали «МБХ медиа», почему ФСИН хочет использовать неэффективный труд заключенных за Полярным кругом.

«Территориальными органами ФСИН, относящимися к Арктической зоне, во взаимодействии с властями субъектов прорабатывается вопрос привлечения осужденных к принудительным работам для очистки Арктической зоны от загрязнения, в том числе с возможностью располагаться в мобильных модульных конструкциях для проживания осужденных», — сказала представитель ФСИН Елена Коробкова. Она добавила, что такая договоренность уже достигнута с руководством Красноярского края: администрация Норильска предоставила здание для создания исправительного центра с возможностью размещения 56 человек. По ее словам, такой центр может быть создан и в Архангельской области.

Малоэффективный труд и «прокачка бюджета»

Представители фонда «Русь Сидящая» считают, что планы ФСИН пока рано воспринимать всерьез, потому что труд заключенных малоэффективен и, скорее всего, ФСИН занялся арктическим проектом для привлечения дополнительного государственного финансирования.

«Труд осужденных сейчас не так востребован, такого рода строек, как в сталинские времена, нет. Такой труд нужен только для каких-то мелких нужд в колониях», — сказал «МБХ медиа» глава юридического департамента фонда Алексей Федяров.

Координатор фонда по первичному приему обращений граждан Инна Бажибина рассказала, что в колониях сейчас не хватает работы для заключенных. «Около 80% не трудоустроены — нет заказов, — рассказал она. — Трудоустраивают тех, кто должен выплачивать деньги по решениям суда, чтобы администрация могла отчитаться, что суммы исков хотя бы частично погашаются».

Труд заключенных в целом — малооплачиваемый и самый неэффективный, рассказывает Федяров: «Люди получают до 400 рублей в месяц. При этом работают по 12-14 часов работы в день, сталкиваясь с массой злоупотреблений. Человек в такой ситуации просто не заинтересован в работе».

В случае с организацией работ за пределами колонии дополнительной проблемой станет охрана: «Нужно будет строить колонии, встанет вопрос конвоя», — говорит Бажибина.

«Следующим шагом ФСИН будет — попросить под это денег, как они просили три миллиарда для борьбы с телефонным мошенничеством в колониях», — продолжает Бажибина. Того же мнения Федяров: «ФСИН просто прокачивает бюджет, стремится показать эффективность».

Исправительная колония №3 в Омске
Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ

Правозащитники отмечают, что и без такого рода «вахтовых» работ за соблюдением трудовых прав заключенных следить практически невозможно.

«Никакие правозащитные организации не допускаются в колонии. Единственный способ, которым пользуется правозащитные организации, — направление адвокатов в колонии. Проблема в том, что подавляющее большинство осужденных не пишет никаких жалоб, так как боятся. На тех, кто на это решается, оказывается жесткое давление со стороны администрации колонии», — сказал Федяров. 

Вероятно, ФСИН будет заявлять, что они привлекают в Арктику осужденных, которые изъявили добровольное желание, предполагает Бажибина.

«ФСИН — самая закрытая система. Чтобы что-то там защищать, нужен общественный контроль. Сейчас он разгромлен. Как вы будете защищать права заключенных, если вы не имеете туда доступа?», — добавила Бажибина. 

Что убирать в Арктике

Спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности Сергей Иванов накануне сказал, что для очистки нашей части Арктики потребуется не менее 10 лет.

«Ведь российский сектор Арктики огромен. Только на будущий год, может быть, начнем убираться в «родильном доме» белых медведей — на острове Врангеля. У нас там тоже, к сожалению, помойка. И все это соседствует с краснокнижными зверями», — сказал он.

Иванов вспомнил, как облетал на вертолете архипелаг Новая Земля: «Внизу были просто горы металлолома, железные бочки, металлоконструкции, огромные катушки с кабелем и куча другого мусора. Все это было результатом 50—60-летней деятельности еще Советского Союза».

Причиной одного из крупнейших загрязнений в российской Арктике  стала утечка топлива в июне 2020 года в Красноярском крае на предприятии «Норильского никеля» — в почву и реки попало больше 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Депутатская комиссия Законодательного собрания Красноярского края по расследованию причин аварии считает, что на ликвидацию последствий уйдут десятки лет. Вопрос о компенсации ущерба решается в суде. Росприроднадзор считает, что «Норникель» должен выплатить 148 миллиардов рублей, а «Норникель» хочет снизить эту сумму в семь раз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.