in

«У меня хреновые новости»: как руководитель онлайн-магазина незаконно увольняет людей во время пандемии

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Увольнения, в том числе массовые, в прошедший год перестали быть редкостью — как и ликвидации целых бизнесов. «МБХ медиа» рассказывает историю московского маркетплейса, руководство которого решило, что оставить сотрудников без работы и без денег перед Новым годом — лучший выход из создавшегося экономического положения.

Учредитель Павел Юхвидин и руководители маркетплейса bop.ru решили запускать бизнес в июле — основная компания Юхвидина, которая занимается строительством, перестала приносить доходы из-за коронавируса. А вот электронная коммерция в это время начала развиваться очень быстро.

На сайте bop.ru продаются продукты питания, бытовая химия, товары для дома и многое другое. Но все пошло не по плану — бизнес начал разваливаться, счета компании заблокировали за неуплату налогов и, чтобы хоть как-то остаться на плаву, было решено увольнять сотрудников, но не по правилам — с компенсациями по сокращению и предупреждением за два месяца, а просто принудить писать заявления «по собственному желанию», угрожая увольнением по статье. 

Уходите «по собственному» 

«У меня хреновые новости», — с этого начал разговор руководитель проекта bop.ru Владимир Гераськин с Анастасией Левченко, директором департамента продаж маркетплейса в офисе на Шелепихинской набережной в Москве. Новости заключались в том, что почти всех сотрудников департамента — десять человек — уволят за месяц до Нового года или раньше. Но не по правилам, а «по собственному желанию». Таким же образом «сократили» несколько сотрудников отдела контента. Всего в организации, по оценкам сотрудников, работало около 65 человек, и за два месяца компанию покинули, уволившись под давлением или по желанию, около 30 сотрудников.

Работодатели часто вопреки закону требуют от сотрудников написать заявление «по собственному». Это может сработать, когда увольняется один человек, но уволить так целый отдел уже сложнее.

«Если люди сами не уйдут, что вы будете делать? Вы же не можете просто так человека уволить», — спросила Левченко у Гераськина на записи, которая есть в распоряжении «МБХ медиа». «Я, честно говоря, в Трудовом кодексе не силен», — ответил ей руководитель.

В беседе с ним Левченко говорит, что по правилам в таких случаях сотрудникам выплачивают два оклада: «Я просто понимаю людей, которые и так сейчас не получали зарплату, а вы им говорите “Извините, проекта не будет” (…). Будут тяжбы с трудовой инспекцией. Люди пойдут на это, я уверена. И могу вам сказать на практике, в 95% случаев люди выигрывают такие суды».

По данным статистики за 2019 год, доля отказов в таких гражданских исках незначительно превышает долю удовлетворенных. Доказать свою правоту в суде бывшим сотрудникам часто помогают аудио- и видеозаписи и показания свидетелей.

«Я как руководитель задала вопрос о том, что моих сотрудников не могут просто так уволить и что им нужны компенсации, на что был ответ: “Сорри, никаких компенсаций не будет”», — рассказывает «МБХ медиа» Анастасия Левченко.

Увольнение по своей инициативе для работодателя очень сложная и дорогая процедура. При ликвидации или сокращении штата руководство должно предупредить сотрудников не меньше чем за два месяца и выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также бывшему сотруднику обязаны сохранить средний месячный заработок, но не дольше, чем на два месяца с увольнения с зачетом выходного пособия. Если он не находит работу, то по истечении двух месяцев работодатель обязан выплатить ему еще один месячный заработок. С третьего месяца, при условии, что экс-сотрудник не нашел работу и встал на биржу труда, ему будут выплачивать уже пособие по безработице.

Заявить, что сотрудники не справлялись с работой и уволить всех под этим предлогом, нельзя — все их нарушения должны быть оформлены и подтверждены документами, протоколами и дисциплинарными взысканиями. Доказательством плохой квалификации сотрудника может стать, например, отправка распоряжений по электронной почте и онлайн-обсуждение результатов работы. 

Об этом и напомнила Левченко своему начальнику в разговоре. Гераськин на это ответил: «Я понимаю, что сокращение в данном случае — это фигуральный характер. Мы же можем просто попросить. (…) Если не захотят уволиться, то пусть не увольняются, но, я думаю, тут тоже будут всевозможные преграды».

Ярмарка вакансий
Фото: Сергей Коньков / Коммерсантъ
Уволим «по статье» 

В ноябре сотрудников bop.ru начали отправлять на удаленку из-за коронавируса, а теперь используют это, по словам работников организации, в качестве рычага давления — угрожают засчитать дни удаленной работы как прогулы, а они считаются серьезным нарушением, из-за которого работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с сотрудником.

В октябре стало обязательным требование мэра Москвы Сергея Собянина перевести на удаленку не менее 30% сотрудников из-за пандемии. К этому требованию в организации не прислушались — почти все работали из офиса и только в ноябре начали изредка работать из дома. Вот эти редкие дни и хочет признать прогулами руководство bop.ru. Несмотря на то, что у сотрудников есть доказательства, что они работали — табель и скриншоты с сервиса «Битрикс24», показывающие, что был установлен удаленный график работы.

«Благо, я не был на удаленке. А моим коллегам говорят: “Мы вам прогул придумаем” и задним числом какие-то акты составляют и так далее», — рассказывает «МБХ медиа» ведущий менеджер по привлечению партнеров bop.ru Вадим Кулысов.

Вадим не выходил на удаленку, но ему начальство тоже угрожает увольнением по статье. Он даже отправлял в организацию досудебную претензию, чтобы разрешить конфликт — уйти по соглашению сторон при условии выплаченной компенсации. Но ему ответили, что не видят для этого оснований.

У Анастасии Левченко было шесть дней на удаленке за ноябрь. «Акты о моих прогулах, которые по факту были удаленной работой, составлены “задним числом”», — рассказывает она. Анастасия утверждает, что получила документы о «прогулах» за 9 ноября только 5 декабря. «По-хорошему, если компания считала, что я прогуливаю, то она должна была через день-два меня уведомить и заставить писать объяснительную. (…) Но в эти дни я работала и высылала отчеты с рабочей почты нашему учредителю», — указывает Анастасия. 

8 декабря Левченко подала заявление по собственному желанию с увольнением через две недели — такое не могут не принять. Ей надоело, что нет никакого решения, заставляют ездить в офис, а там заявляют, что работы нет и гонят домой. 9 декабря и Анастасию, и Вадима уволили «одним днем» по их заявлениям. 

В разговоре с «МБХ медиа» руководитель фирмы Владимир Гераськин заявил, что ему «хотелось бы оспорить это». «Эта информация не соответствует действительности», — сказал он про принудительные увольнения. Он утверждает, что он никого не собирались принуждать писать заявления и шантажировать прогулами.

Другие сотрудники тоже написали заявление об уходе под давлением — комментировать ситуацию «МБХ медиа» они отказались, боясь, что их оставят без расчета. Большинство уволились еще в 20-х числах ноября, но расчет еще не получили — хотя, по закону, он должен производиться в тот же день.

Интернет-магазин
Фото: pixabay.com
Ни зарплат, ни авансов, ни расчетов

Увольняться планируют и те сотрудники, на которых не давят — ситуация в соседних отделах не внушает им веры в стабильность компании. «Многие хотят уйти, как только получат зарплату», — говорит Левченко. Сотрудникам bop.ru не выплатили аванс за ноябрь — задержка на момент публикации 32 дня, и на 17 дней задерживают зарплату за ноябрь. С момента увольнения Вадима и Анастасии прошла неделя — расчет они, как и другие уволившиеся сотрудники, не получили.

Гераськин это опроверг. По его словам, только «небольшая задержка была в ноябре, но все деньги люди уже получили». «Вас вводят в заблуждение», — подытожил он.

Алексей из IT-отдела bop.ru уволился по собственному желанию 27 ноября, и с ним тоже не рассчитались. «Это было абсолютно мое решение, потому что там были очень жестокие задержки по зарплате и сама ситуация в компании была подвешенная. В первую очередь я ушел из-за потери доверия к руководству, потому что они совсем не выполняли свои обещания и так работать было бы неуважением к самому себе», — рассказал он «МБХ медиа». На уход Алексея, в том числе, повлияло принудительное увольнение коллег — «отношение начальства стало более явным». На момент публикации весь IT-отдел — восемь человек — уволился из компании, по словам сотрудников.

Анастасия Левченко утверждает, что компания не выполнила и другие обязательства, указанные у нее в договоре: «У меня были прописаны определенные условия и из них соблюли только оклад. Был прописан ДМС с третьего месяца, который мне так и не дали, были прописаны бонусы с продаж». 

Сотрудники коллективно обратились в Трудовую инспекцию, прокуратуру и Министерство труда. В обращении они описали и задержки по зарплате, и принуждение к увольнению, и нарушение санитарно-эпидемиологических норм. Вадим Кулысов также написал письмо президенту через сайт kremlin.ru. Пока ответов на обращения не было. Также сотрудники планируют подать коллективный иск в суд.

Мы попросили эксперта по трудовому праву Ольгу Петрову прокомментировать ситуацию. «В нашей стране не запрещено психологическое давление [со стороны начальства],  —  сказала она  «МБХ медиа». Это считается непорядочным и неэтичным. (…) Но люди сами слушают и принимают решение».

По словам Петровой, если сотрудников принуждают уволиться в оскорбительной форме, то они могут подать в суд на начальника за оскорбление и попросить возместить моральный вред. «Нужно разграничить — если мне грубят, хамят, то это никак не связано с трудовыми правами (…). И подавать в суд я буду на человека, а [выяснять] трудовые отношения — с организацией», — объясняет эксперт. 

Если сотрудники уволились и существует приказ об увольнении, то законность этого документа можно разбирать в суде. «Если документы существуют, но заявление об увольнении появилось под принуждением, то сначала это еще нужно доказать, и доказывать это должен сам [уволенный] человек в суде. Пока нет документа, организация тут ни при чем и ничего не нарушала», — рассказывает Петрова. 

По словам эксперта по трудовому праву, истцам нужно точно понимать, чего требовать в суде: «Если они хотят в этой организации работать дальше и не хотят быть уволенными, то они будут просить у суда признать, что данное заявление “по собственному желанию” было написано под принуждением, и признать его незаконным, и обязать работодателя отменить приказ об увольнении». 

Принудить работодателя провести сокращение штата по всем правилам суд не может, поэтому истцы не могут требовать сокращения. Если сотрудники согласны с увольнением и больше не хотят работать в организации, то могут потребовать через суд невыплаченный расчет.

Учредитель bop.ru Пвел Юхвидин
Павел Юхвидин. Фото: yarregion.ru
Хорошая компания и контракты интересные

«Они не боятся ни инспекций, ни в принципе судов, потому что это их стандартная практика. У нас в компании даже был не юридический отдел, а судопроизводственный. Они очень часто ходили в суды по строительным делам и ничего не боятся», — рассказывает Анастасия Левченко.

Небольшой ресерч показывает, что быть должником для фактического владельца маркетплейса Павла Юхвидина не впервой. Он уже был должен несколько сотен миллионов рублей государству за неисполненные госконтракты.

Команда маркетплейса bop.ru работала под юрлицом OOO «Миллениум», ее гендиректор, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», — Михаил Юхвидин. Реально же, по словам сотрудников, компанией управлял его сын, Павел Юхвидин, он же — бывший советник помощника губернатора Ярославской области. «Гендир Михаил Яковлевич Юхвидин — чисто номинальный человек, который в компании появляется раз в неделю только для подписания бумажек», — рассказала Анастасия Левченко. Владимир Гераськин, с которым связалось «МБХ медиа», руководит компанией по доверенности.

Также Павел Юхвидин — бывший гендир ООО «ГК Дельта», с тем же юридическим адресом, что у «Миллениума» на Шелепихинской набережной. Это строительная компания. Ярославские СМИ связывают с «ГК Дельта» рейдерские захваты многоквартирных домов в Московской и Тверской областях.

Относительно «ГК Дельта» есть действующие решения ФНС о приостановлении операций по счетам на основании неуплаты налогов, сборов, пени или штрафов — всего 44 решения с начала октября по конец ноября 2020 года. Также в «СПАРКе» есть информация о 65 текущих судопроизводствах на сумму более четырех миллионов рублей и 17 завершенных на сумму более одного миллиона рублей.

«Как я слышал, у него в пандемию не очень хорошо пошли дела, и ему кто-то посоветовал открыть маркетплейс, как Wildberries или OZON. А он вообще из стройки, бывший чиновник и, к тому же, ЖКХ-шник и в этом не рубит. Он вклинился в это, вложил деньги, начал сайт делать, который до сих пор “на коленке”» , — рассказывает Вадим Кулысов о появлении маркетплейса. По его словам, за пять месяцев работы компания потратила 70 миллионов рублей. По данным Кулысова, теперь bop.ru будет торговать только продуктами питания.

У юрлица ООО «Миллениум», которое зарегистрировано год назад, тоже не все так хорошо — заблокировано шесть счетов в разных банках за неуплату налогов, сборов, пени или штрафов в сентябре 2020. По словам сотрудников, сумма более миллиона рублей. Это же косвенно подтверждается информацией со «СПАРКа» — в отношении компании начато одно исполнительное производство на сумму больше миллиона рублей.

«С октября компания ничего не может оплачивать безналичным путем — ни товары, ни маркетинг. В ноябре работы как таковой не было потому, что у компании заказов не было. Если посмотреть аналитику заказов по октябрю, то они там были, потому что там маркетинг был. В ноябре мы вообще никаким подрядчикам не платили, поэтому там мертвый сезон», — рассказывает директор департамента продаж. Весь ноябрь, по ее словам, маркетплейс простаивал.

Владимир Гераськин опроверг и эту информацию. По его словам,у компании заморожены не все счета и они продолжают вести деятельность.

Также выясняется, что Юхвидин-младший еще руководил ООО «Дельта констракшн» — это юрлицо зарегистрировано в Сергиевом Посаде и признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство. Организация состоит в реестре недобросовестных поставщиков. Она заключала крупные контракты с «Московским метрополитеном» (почти 650 млн рублей), «Мосавтодором» (более 320 млн рублей) и госкорпорацией «Росатом» (почти 260 млн рублей). В «СПАРКе» можно найти 30 текущих судопроизводств относительно компании на сумму более 19 миллионов и 69 завершенных на сумму более 753 миллионов рублей.

Контракт почти на 650 млн рублей с «Московским метрополитеном» «Дельта Констракшн» заключала на украшение Смоленского метромоста в 2018 году, пишет Daily Storm. Компания оказалась единственной, принявшей участие в торгах, и еще тогда СМИ заметили, что эта организация подозрительно связана с чиновником из правительства Ярославской области.

Также, по информации СМИ, компания занималась капитальным ремонтом домов в Ярославской области, но довести начатое до конца не смогла. В 2017 году, по данным Regnum, «Дельта Констракшн» получило подряды на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов на сумму более 270 миллионов рублей. И опять выиграть аукцион фирме не стоило большого труда — организация была единственной, кто подал заявку.

Поэтому в реестр недобросовестных поставщиков «Дельта Констракшн» должна была попасть еще до контракта на метромост — за срыв программы капремонта жилья. Работы, начатые в еще в 2017 году, до сих пор не завершены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.