Война в Карабахе закончилась больше двух месяцев назад, но свидетельства о военных преступлениях с обеих сторон продолжают появляться. Доклад о гибели мирных жителей в ходе конфликта опубликовала международная организация Amnesty International: по ее данным, обе стороны применяли неточные виды вооружений в том числе в жилых районах, что привело к гибели десятков людей. О жертвах среди мирного населения и оценке конфликта военными аналитиками — в материале «МБХ медиа».
Основные выводы
44-дневный конфликт в Нагорном Карабахе, продолжавшийся с сентября по ноябрь 2020 года, характеризовался серьезными нарушениями международного гуманитарного законодательства, утверждает Amnesty International. «Две стороны использовали заведомо неточное и неизбирательное оружие в гражданских жилых районах, включая запрещенные на международном уровне кассетные боеприпасы, незаконно убив десятки мирных жителей и ранив сотни других», — говорится в докладе международной организации.
К таким выводам эксперты Amnesty International пришли, побывав в зонах боев и ударов после того, как 10 ноября стороны подписали соглашение, положившее конец конфликту. Организация опросила 79 человек — выживших свидетелей, раненых, а также родственников погибших, журналистов и представителей гражданских и военных властей. Кроме того, были изучены фрагменты боеприпасов и видеозаписи, фотографии и снимки со спутников, сделанные во время конфликта.
Авторы документа подчеркивают, что и Армения, и Азербайджан отрицали все обвинения, несмотря на неопровержимые доказательства. Стоит отметить, что ни одна из противоборствующих сторон не присоединилась к конвенции о запрещении кассетных боеприпасов, поэтому их применение Армения и Азербайджан не считают нарушением правил ведения войны.
Хотя большинство погибших были солдатами (в списках числится больше пяти тысяч комбатантов с обеих сторон), число жертв среди гражданского населения тоже оказалось немалым. Известно по меньшей мере о 94 погибших азербайджанцах, а также о 52 армянах. Вооруженные силы Армении использовали баллистические ракеты, неуправляемую артиллерию и реактивные системы залпового огня (РСЗО). Азербайджанская армия также применяла неуправляемую артиллерию и РСЗО, помимо этого используя барражирующие боеприпасы и ракеты, запущенные с беспилотников. Amnesty International предполагает, что удары по гражданским объектам не были случайными, а являлись частью стратегии давления и запугивания противника.
Атаки со стороны Армении
Amnesty International задокументировала восемь ударов, нанесенных армянскими войсками по городам и селам Азербайджана, и смогла подтвердить гибель 72 мирных жителей. Одна из самых кровавых атак произошла 17 октября: в результате удара ракеты SCUD-B (речь идет о натовской классификации советской ракеты Р-17, входящей в комплекс «Эльбрус») по городу Гянджа погиб 21 мирный житель и еще 50 получили ранения.
Спустя десять дней удар кассетной бомбы по деревне Караюсуфли унес жизни пяти человек, еще 14 были ранены. На следующий день массированной атаке подвергся город Барда, находившийся более чем в 20 километрах от линии фронта. На него упали сразу три ракеты, одна из которых угодила в оживленную дорожную развязку и убила 21 мирного жителя.
При этом один из самых трагичных эпизодов произошел еще в первый день конфликта, 27 сентября. В результате артиллерийского удара погибли сразу пятеро членов семьи Гурбановых — снаряд угодил в их дом в селе Гашалты недалеко от города Нафталан. О подробностях того страшного дня Amnesty International рассказал Бахтияр Гурбанов: «Снаряд попал сюда, в ступеньки у входа. Погибли мой отец Эльбрус и моя мать Шафаят, жена моего брата Афак, мой племянник Шахрияр и моя племянница Фидан. Наша семья была уничтожена. Мы начали ремонт дома до войны, но теперь не можем больше здесь находиться. Мы оставили все как было в момент удара. Мы с братьями не можем думать и вспоминать о произошедшем. Это было страшное зрелище».
Атаки со стороны Азербайджана
Amnesty International насчитала десять обстрелов с азербайджанской стороны: девять по городам и селам в Карабахе и один непосредственно по территории Армении. Специалисты организации подтвердили гибель 11 мирных жителей, хотя власти в Нагорном Карабахе уверяют, что жертвами стали по меньшей мере 52 гражданских. Некоторые из атак были совершены с помощью сугубо неизбирательного оружия, такого как 122-миллиметровые реактивные снаряды «Град», и кассетных боеприпасов.
Регулярным обстрелам подвергался город Степанакерт. Мирные жители прятались в бомбоубежищах, но жертв избежать все равно не удалось: так, в ходе обстрелов 4 октября было убито четверо и ранено еще больше десяти человек. Одной из жертв стал 69-летний Аркадий Лалаян. Его сын Нвер рассказал подробности трагедии: «С самого начала войны мои родители оставались в убежище в подвале дома вместе с другими жителями. Они периодически поднимались в квартиру, чтобы воспользоваться ванной, туалетом и кухней. Когда в то утро во дворе взорвалась ракета, мой отец как раз поднялся наверх и стоял на балконе. Его убило на месте, а большая часть квартиры была разрушена».
Amnesty International отмечает, что в центре Степанакерта расположены военные бараки и другие сооружения, которые были законной целью для атаки. При этом азербайджанские военные не могли не знать, что применяемые ими типы вооружений не отличаются большой точностью и способны убить и ранить мирных жителей.
«Это была крайне жестокая война»
Amnesty International призвала Армению и Азербайджан «безотлагательно провести беспристрастное расследование безжалостного и зачастую безрассудного применения тяжёлых осколочно-фугасных боеприпасов в густонаселённых районах». Организация настаивает, чтобы виновные в нарушениях были привлечены к ответственности, а пострадавшие получили возмещение. Кроме того, правозащитники требует от обеих сторон отказаться от применения кассетных боеприпасов.
Военные эксперты же сильно расходятся в оценках последствий последнего конфликта. По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, количество погибших среди гражданского населения в Карабахе не является чем-то из ряда вон выходящим — речь идет о сопутствующих потерях, которыми сопровождается практически любая война, причем их уровень был относительно низким. «Боевые действия в основном велись вне населенных пунктов или в тех населенных пунктах, которые были покинуты жителями еще в период первой войны в Карабахе», — пояснил «МБХ медиа» эксперт. По его словам, гибель людей в Гяндже и других городах и селах была следствием скорее одиночных ударов. Мураховский также считает, что никакого международного расследования гибели людей, скорее всего, проведено не будет. «Расследования должны проводить либо международная комиссия под эгидой ООН, на что должны согласиться члены Совета Безопасности ООН, либо правительство одной из стран-участниц конфликта. Я пока не вижу стремления ни правительства Армении, ни правительства Азербайджана какие-либо расследования по этому поводу проводить», — рассказал Мураховский.
С ним не согласен бывший офицер Армии обороны Израиля, военный аналитик Игаль Левин. По его словам, международное гуманитарное законодательство действительно нарушали обе стороны, но Азербайджан проведет расследование преступлений с большей вероятностью, чем Армения, которая вообще формально в войне не участвовала. «Сам факт того, что их вооруженные силы были на территории другого суверенного государства, при этом без объявления войны — это уже де-факто военное преступление», — пояснил Левин «МБХ медиа». В отличие от Мураховского, он считает конфликт в Карабахе «крайне жестокой войной», где почти не брали пленных, а расправы и полевые казни на местах были нормой.