in

«Самое унизительное существо». Как президент Франции стал «террористом №1» для мусульман России и всего мира

Акция против Эммануэля Макарона в Пешаваре, Пакистан
Акция против Эммануэля Макарона в Пакистане. Фото: Muhammad Sajjad / AP

Убийство 47-летнего учителя истории Самюэля Пати 18-летним чеченцем Абдуллахом Анзоровым из-за карикатур на пророка Мухаммеда во Франции привело к международному скандалу. После того, как во французских городах прошли акции памяти педагога, в ходе которых карикатуры на пророка проецировали на административные здания, страны Ближнего Востока объявили о бойкоте французской продукции, Турция выслала французского посла. А муфтий Чечни назвал президента Франции «террористом номер один». Высказался и Рамзан Кадыров, заявив, что Эмманюэль Макрон «во сто крат хуже» убийцы учителя.

Что произошло?

Спустя несколько дней после убийства Сэмюэля Пати в Конфлан-Сент-Онорине, во французских городах прошли акции памяти и солидарности с жертвой. Пати был убит после того, как на уроке, посвященном свободе слова, показал детям карикатуру на пророка Мухаммада из журнала Charlie Hebdo. Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал случившееся терактом. Убийца — Абуллах Анзоров был застрелен при задержании. В ходе мемориальных акций на зданиях ратуш в городах Монпелье и Тулуза спроецировали обложки Charlie Hebdo с теми самыми карикатурами. 

Как отреагировали в России

27 октября муфтий Чечни и советник главы республики Салах-Хаджи Межиев заявил, что после таких акций считает Макрона «террористом номер один в мире». Заявление муфтия появилось в официальном Instagram-аккаунте Духовного управления мусульман республики. По мнению Межиева, Макрон дал поручение спроецировать карикатуры пророка на всех административных зданиях во Франции, хотя «МБХ медиа» удалось найти упоминание лишь о двух зданиях в двух городах.

«Макрон, ты являешься террористом номер 1 в мире. Ты, оскорбляя нашего Пророка, оскорбляешь всех Пророков (мир им) и все религии. Макрон, ты самое унизительное существо, враг Всевышнего Аллаха, враг человечества, враг всех мусульман, который не имеет никаких нравственных устоев и ценностей» — говорится в заявлении Межиева. Он также отметил, что допущением и поощрением подобных акций французские власти разжигают межнациональную и межрелигиозную рознь». Убитого учителя муфтий Чечни назвал «умалишенным» и выразил надежду, что Макрона покарает Аллах.

Следом появилось заявление и самого главы Чечни Рамзана Кадырова. И он тоже не был сдержан в формулировках. «Я не знаю, в каком состоянии находился Макрон, делая это заявление, но последствия такой реакции могут быть очень трагическими. Президент Франции сам сейчас становится похож на террориста. Поддерживая провокации, он завуалированно призывает мусульман совершать преступления», — написал Кадыров в своем телеграм-канале. По его мнению, европейским лидерам нужно начать уважительно относиться к религии, культуре и нравственности, иначе в их государствах не будет порядка. Лидер Чечни также расценил действий учителя Эмманюэля Пати как насмешку над верой мусульман и это, по мнению Кадырова, стало причиной трагедии, произошедшей с ним. Он осудил героизацию Пати и то, что его убийцу назвали террористом.

«Что ж, Макрон, если ты называешь его террористом, то, в таком случае, ты во сто крат хуже, ведь ты вынуждаешь к терроризму, подталкиваешь к нему людей, не оставляешь выбора, создаешь все условия для взращивания экстремистских идей в головах молодежи. Ты можешь смело называть себя лидером и вдохновителем терроризма в своей стране», — добавил Рамзан Кадыров. Свою запись глава Чечни закончил совами: «Если вы не хотите понять простые истины, то будьте готовы к тому, что мусульмане всего мира не позволят оскорблять имя великого Пророка Мухаммада».

Карикатура на французскую сатирическую еженедельную газету Charlie Hebdo проецируются на фасад Hotel de Region во Франции
Карикатура на Charlie Hebdo проецируются на фасад Hotel de Region в Монпелье, Франция, 21 октября 2020 года. Фото: Pascal Guyot / AFP / East News

Как отреагировали другие

На ситуацию во Франции отреагировали и другие мусульманские страны. В частности, Министерство иностранных дел Ирана вызвало на встречу поверенного в делах Франции в Тегеране Фелорана Идало и осудило «неприемлемые действия» французских властей. «Разжигать пламя исламофобии и разделять ненависть во имя свободы слова, которая должна служить общению, сочувствию и мирному сосуществованию между человеческими обществами, — все это вызывает глубокое сожаление», — заявили в иранском МИДе. Посла Франции вызвали в МИД также и в Пакистане, а премьер-министр страны Имран Хан обвинил президента Франции  в «атаке на ислам».

Ранее, 24 октября, президент Турции Эрдоган заявил, что его французскому коллеге Макрону «нужно лечить психику». После этого Париж отозвал своего посла в Анкаре для консультаций. А сегодня, 27 октября, в столице Турции прошел митинг против Макрона, на котором собравшиеся требовали бойкотировать произведенные во Франции товары. «Главным атрибутом митинга стал транспарант длиной шесть-семь метров, на котором, помимо лозунга, был изображен президент Макрон, а на его лице были подрисованы усы и нанесен отпечаток ботинка», — пишет ТАСС.

В ливийской столице Триполи активисты сожгли и растоптали портеры Макрона и французские флаги. В столице Катара Дохе из меню местного ресторана исчезли все французские продукты. Торговые сети Катара Al-Meera и Souq al-Baladi также объявили о бойкоте французских товаров. Около 430 турфирм Кувейта приостановили бронирование билетов во Францию. С призывами «бойкотировать французское» выступили политики и общественники и в других мусульманских странах.

Что будет дальше?

Происходящее не является чем-то сверхъестественным, хотя сторонам и можно предъявить претензии относительно формы высказываний, считает доцент ВШЭ, эксперт по международному праву Глеб Богуш. «Я не вижу в заявлении Макрона ничего оскорбительного. Ведь он говорил о радикальных исламистах, а не об исламе как религии. Французы всегда очень осторожны в таких заявлениях, потому что они имеют существенную часть мусульманского населения. Но Макрон, конечно же, мог быть еще более осторожен и более удачно выразиться», — поделился Богуш в разговоре с корреспондентом «МБХ медиа».  Что касается карикатур, добавил эксперт, тут «речь идет о каком-то дополнительном символе свободы слова». А ограничение этой свободы, считает собеседник «МБХ медиа», это всегда хуже, чем даже злоупотребление ею.

«Тем не менее, я считаю, что от карикатур можно было и воздержаться. Я не сторонник этого. Но с другой стороны, есть свобода слова, и она в настоящее время под угрозой. Никому не нравятся карикатуры. Но это вовсе не означает, что Эрдоган, к примеру, должен их запрещать или определять: на что я могу смотреть, а на что нет. То, что президент Турции стал своего рода исламской полицией — это, конечно, не очень радует. Но определенные основания для такой риторики, безусловно, есть. С обеих сторон отсутствует понимание друг друга», — объясняет Богуш. По его мнению, возникшая ситуация урегулируется сама собой со временем. Но чтобы она не возникала впредь, считает эксперт, Европе стоит пересмотреть свой подход к решению существующей проблемы с радикальным исламом. «Проводимая европейскими странами политика не адекватна существующим вызовам. И разбираться нужно с причиной, почему люди уходят в радикальный ислам. Ведь если посмотреть, туда уходят не только мусульмане по рождению, но и бывшие адепты других религий. Почему радикальный ислам так популярен? Сконцентрироваться нужно на этом вопросе», — уверен Глеб Богуш.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.