На прошлой неделе в США на федеральном уровне разрешили наряду с летальными инъекциями использовать расстрел и электрический стул как способы смертной казни. Это произошло за несколько недель до окончания президентского срока Дональда Трампа, под давлением его администрации и несмотря на то, что будущий президент Джо Байден может сразу после вступления на пост отменить закон. «МБХ медиа» рассказывает, зачем это Трампу и почему у США все больше проблем с летальными инъекциями.
В прошлую пятницу Министерство юстиции США опубликовало указ, который расширяет список способов приведения в действие смертной казни для федеральных преступников: теперь помимо летальных инъекций они включают пропускание через тело электрического тока и расстрел. Новые правила были выпущены в последние недели президентского срока Дональда Трампа, в череде последних решений администрации Трампа перед тем, как тот покинет Белый дом.
Однако в отличие от решений, связанных, например, с внешней политикой или назначением людей на высокие государственные посты, этот закон, кажется, не имеет никакого практического смысла и долгосрочного эффекта. Как только Джо Байден вступит на пост президента, он может вернуть все обратно — тем более, что будущий президент не раз говорил, что выступает против смертной казни и хочет запретить ее проведение для федеральных преступников.
Но администрация Трампа все же приняла решение расширить перечень способов. Более того, она сократила время общественных обсуждений закона с 60 до 30 дней. Он вступит в силу как раз перед несколькими запланированными казнями.
И хотя пока непонятно, будет ли к этим приговоренным применяться иные способы казни, нежели летальная инъекция, закон позволяет провести казнь любым способом, разрешенным в штате, в котором был приговорен человек.
Как применяют смертную казнь в США
Смертная казнь сейчас разрешена в 28 штатах США, а также на общенациональном уровне. Федеральными преступления в США становятся, если нарушают федеральные законы страны. Это могут быть захват самолета, ограбление банка или похищение людей и множество других преступлений. В таком случае преступника судят по общим для всей страны законам, а не по законам штата.
И хотя федеральные преступления законодательно могут наказываться смертной казнью, до этого года ее не применяли около 17 лет: при Дональде Трампе практика неожиданно возобновилась. В июле 2020 года был казнен Дэниэль Льюис Ли, белый ультраправый супрематист, убивший семью из трех человек. Отношение американцев к смертной казни меняется: если еще несколько лет назад большинство жителей США голосовали за смертную казнь, то в 2019 году баланс сместился — впервые 60% предпочли, чтобы вместо нее назначалось пожизненное заключение.
Возвращение практики смертной казни на федеральном уровне администрация Трампа начала обсуждать еще в 2019 году, но общественное мнение и противники смертной казни замедлили процесс. После казни Льюиса Ли применение этой меры наказания федеральными властями стало регулярным.
Всего в 2020 году в США было 15 случаев смертной казни, 8 из них (с июля по ноябрь) были применены в качестве высшей меры наказания федеральными властями. Сейчас до конца года запланировано еще три исполнения наказания, два из них связаны с федеральными преступлениями. Еще четыре смертные казни запланированы на январь, до истечения срока Дональда Трампа, три из них будут исполняться федеральными властями.
Какие есть способы смертной казни и зачем нужны новые
Во всех штатах, применяющих смертную казнь в качестве наказания, основной метод ее осуществления — летальная инъекция. Этот же способ до недавнего времени был единственным возможным на федеральном уровне. Однако кроме него в некоторых штатах существуют альтернативные способы казни. Например, в Алабаме приговоренный сам может выбрать вместо летальной инъекции электрический стул. В некоторых штатах (например, в Юте), инъекции могут быть заменены расстрелом — в случае, если препараты, необходимые для казни, недоступны.
Проблема с препаратами, применяемыми для смертной казни, существует в США уже несколько лет. Общественное мнение начало меняться еще раньше, в 2000-2010-х годах, и именно тогда фармацевтические компании, производящие препараты для летальных инъекций, начали уходить с рынка, чтобы не нести репутационных потерь.
Сначала многие штаты обратились к иностранным производителям, но те вскоре тоже перестали поставлять препараты. В итоге из-за нехватки необходимых веществ часть штатов начала экспериментировать с новыми веществами и их смесями. Но все стало только хуже: нередко такие казни становились мучительными, некоторые приговоренные умирали только спустя несколько часов после инъекции, что вызывало возмущение общественности.
Именно поэтому некоторые штаты начали возвращать другие способы смертной казни. В 2020 году в США на электрическом стуле умер один приговоренный к смерти.
Зачем это нужно администрации Трампа
Этого никто не знает. По всей видимости, практическая необходимость связана с оставшимися на время президентского срока Трампа пятью федеральными казнями, три из них будут приведены в действие как раз после вступления в силу нового закона. Стив Владек, профессор права в Университете Техаса, заявил The New York Times, что это «ужасный способ», и нынешний генеральный прокурор США Уильям Барр просто хочет увеличить количество смертных казней в этом году. «Для него это просто возможность казнить как можно больше федеральных заключенных до истечения его полномочий», — добавил Владек.
Барра в 2019 году назначил на пост генерального прокурора Дональд Трамп. Именно он при поддержке Трампа снова применил смертную казнь на федеральном уровне. При вступлении на должность президента Джо Байдена Уильям Барр, скорее всего, покинет свой пост. Поэтому вполне возможно, что с помощью федеральных смертных казней Барр просто «увеличивает» статистику по исполнениям этого вида наказания.
В среднем в год в США смертная казнь применяется около 20-30 раз. В этом году из-за пандемии коронавируса часть экзекуций была перенесена, так что к июлю высшая мера была приведена в действие только 7 раз. Благодаря казням по федеральным преступлениям, проведенным с июля по ноябрь, показатель подтянулся к среднегодовому. Вероятно, неожиданное возвращение других способов исполнения высшей меры позволит федеральным властям использовать их в случае, если инъекции окажутся недоступными.