«Все устали. 80% голодающих — люди пожилого возраста, предпенсионного. Тут есть реанимация, люди туда обращаются, давление у всех скачет. Мы спим по очереди, по два-три часа. Люди держатся на таблетках», — это слова технолога хлебозавода «Черкизово» Анны. Она вместе со своими коллегами отказалась от еды и осталась в заводской столовой, чтобы добиться выплаты зарплаты — большинство сотрудников ждут денег за последние пять месяцев.
Хлебозавод «Черкизово» входит в торговый дом «Настюша», который производит более половины всего московского хлеба. Еще в феврале Арбитражный суд Москвы признал «Настюшу» банкротом, в отношении компании открыта процедура конкурсного производства.
После банкротства сотрудникам заводов, которые входят в торговый дом, начали задерживать зарплату. По словам Анны, деньги выплачивали, но маленькими частями: «У меня последняя выплата была 30 октября. Это мне полностью закрыли июль. В месяц выплачивали не 30 тысяч, а 10-15. Нет такого, чтобы людям вообще не платили четыре месяца. Поступления были, но их дробили на мелкие части».
Руководство хлебозавода «Черкизовский» начало искать инвестора, но все от такого предложения отказывались — у предприятия слишком большие долги. Неделю инвестором была компания «Нижегородский хлеб». Она обещала за два месяца выплатить всем сотрудникам только 40% долга. Насчет остальной суммы никаких точных дат не называлось. Но потом и «Нижегородский хлеб» отказался от предприятия по той же причине — слишком большие долги.
Около недели назад, по ее словам, около ста человек, работающих на заводе, пошли к директору предприятия, чтобы узнать, на кого они теперь работают и что будет дальше. Директор сказал, что из трех линий производства пока будет работать только одна — выпекаться будет только измайловский хлеб (вид круглого черного хлеба). Что делать остальным сотрудникам он не объяснил, зато предложил тем, кто хочет, уволиться из ОАО «Черкизово» и устроиться в компанию «Измайловский хлеб». Кто в таком случае будет выплачивать долг по зарплате — неизвестно.
В пятницу, 14 декабря, директор завода должен был привести на завод очередного предположительного инвестора. «Но инвестор пришел, посмотрел и ушел, никаких гарантий не дал. И люди приняли решение: будем голодать. Потому что обращались во все структуры — и в прокуратуру, и в трудовую инспекцию. Нам присылали только отписки, что какие-то нарушения выявлены, были предписания какие-то небольшие, и все», — рассказала Анна.
На следующий день после начала голодовки, 15 декабря, Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора хлебозавода и объявил его в розыск. Мужчину подозревают в невыплате сотрудникам зарплаты свыше двух месяцев. В его квартире и в офисе ОАО «Черкизово» прошли обыски.
Но жизнь голодающим работникам завода это ничуть не облегчило. Их единственное требование — выплата долга по зарплате — так и не было услышано. По словам Анны, с ними не связывались ни руководство «Настюши», ни власти. Ответили только в префектуре восточного административного округа: «В префектуре сказали, что помочь нам ничем не могут, так как это чья-то собственность, а чья — неизвестно».
https://youtu.be/sDXvOzIQEjE
Голодовку люди прекращать не собираются, пока не получат все полагающиеся им средства: «Мы понимаем, что если покинем завод, то все. Потому что мы прошли все структуры, какие можно. К кому еще бежать, куда обращаться? Люди делают это от отчаяния, потому что не знают, куда идти. Мы предпринимали какие-то действия, но на них никто не реагировал. И сейчас предпринимаем действия, и на них опять нет никакой реакции».
Голодающие предлагали сотрудникам других хлебозаводов, входящих в торговый дом «Настюша», присоединиться к протесту, но пока этого не произошло: «У них тоже задолженность, как и у нас, четыре месяца. Но их арендует кто-то и выплачивают деньги. Задолженность при этом остается. Сейчас на заводе никого из них я не вижу».