В карцер за пуговицу: как заключенных изолируют без суда и следствия

 

Голод, холод и изоляция: в исправительных колониях есть свои «тюрьмы» с более строгими условиями содержания. Чтобы заработать наказание, нужно нарушить правила внутреннего распорядка, например, не поздороваться с сотрудником колонии или пройти по территории в незастегнутой одежде. Попадают туда без суда и следствия: сотрудник колонии составляет акт, начальник подписывает, заключенного водворяют. И так человек может провести больше половины срока в нечеловеческих условиях, не предписанных судьей в приговоре. Бывшие заключенные рассказали «МБХ медиа», за что они попадали в тюрьму в тюрьме и как они оттуда выбирались.

 

Саша Король, отсидел 24 года за кражи, грабежи и нападение на другого заключенного

Меня посадили в 18 лет в 1995-м, я освободился в 42 года, всю молодость просидел. Я подсчитал, где-то 700–800 дней ШИЗО получилось. Лимита не было: 15 суток дают, еще за какую-нибудь ерунду 15 добавили, сидишь и сидишь в изоляторе. За раз самое долгое сидел суток 70. У меня носков даже не было, мусора приволокли ночью, закрыли. Я порвал майку на портянки, ходишь, а они сваливаются постоянно. Думал, кто носки придумал, — самый великий человек на земле, великое изобретение носки. Голод можно перенести, организм привыкает, а от холода никуда не спрячешься, постоянно под шкуру лезет, это самое плохое для зэка. 

В ШИЗО мы сидели не в тепличных условиях: щели, бетонные полы, батареи еле топят, тапки тонкие резиновые. Пайка пониженная: три корочки хлеба и кипяток, даже не чай. В 5 утра подъем, в 9 отбой, кровать пристегивают к стенке на замок, матрас забирают, целый день дураком ходишь от одной стены к другой. Музыка орет на весь коридор, аж уши глушит, ребята некоторые вскрывались. Поставят Верку Сердючку какую-нибудь, час одни и те же песни, потом реверс — с ума сводят. 

 

Что такое ШИЗО?

 

 

  • одиночная запираемая камера, бетонный пол и стены
  • между подъемом и отбоем кровать подвешивается к стене или потолку, можно ходить по камере или сидеть на табурете
  • минимальное отопление
  • сниженная норма питания, хлеб и кипяток
  • работа в специальных рабочих камерах
  • запрещаются свидания, телефонные разговоры («лишь при наличии исключительных личных обстоятельств»), приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей
  • один час прогулки
  • запрещено разговаривать, «перестукиваться и переписываться» с другими заключенными
  • пытки громкой музыкой
  • срок содержания до 15 суток

 

 

За что можно попасть в ШИЗО?

 

  • не застегнул рубашку
  • вышел покурить без кепки
  • не был на поверке
  • лежал на спальном месте в дневное время
  • ходил в тапочках
  • не пошел в столовую
  • не поздоровался с сотрудником ФСИН
  • вынес хлеб из столовой
  • называл помещение отряда бараком, а кровать — шконкой
  • оскорбил сотрудников
  • конфликтовал с другим осужденным
  • драка
  • брак на производстве

 

 

Как не сойти с ума, я не знаю. Я пришел к Богу, начал молиться, размышлял, старался коротать время, заниматься спортом. Надо что-то делать, писать, читать, мастерить поделки, чтобы шло время. Раньше «якоря» глотали — их делали из гвоздей и проволоки, найденных на прогулке, в коридоре, привязывали нитками и оборачивали хлебом. Когда хлеб в желудке растворяется, гвозди расходятся, как противотанковые ежи. В санчасти делают рентген, видят посторонний предмет, везут в больницу, вспарывают и достают. 

Тяжело доказать свою невиновность, на воле люди не могут свою правоту доказать, что про тюрьму говорить. С мусорами судиться — против себя их настраивать. 

В ЕПКТ (единое помещение камерного типа) можно попасть, если администрация видит, что ты представляешь для нее какую-то угрозу, воюешь с сотрудниками. Захотят убрать — найдут как. В ЕПКТ в последний раз я 11 месяцев сидел, еще оттуда семь месяцев в ШИЗО, в общей сложности на крытой (тюремное помещение закрытого типа, где не видно неба. — «МБХ медиа») 18 месяцев.

В тюрьму посадили — тебя уже лишили самого дорого, свободы. В тюрьме ты должен быть как робот, с ума сойдешь, а я всю жизнь там просидел. И злость была, и печаль была, и радость была, потому что очень много людям надо терпения, как и Господь нам желает.

Руслан Вахапов, отсидел 5,5 лет по сфальсифицированному обвинению в развратных действиях в отношении несовершеннолетних
Руслан Вахапов. Фото Александра Степанова / 7×7-journal.ru

Вы идете по колонии, рубашка или куртка у вас не застегнута на все пуговицы либо подшита неправильно, либо бирка оторвалась. Сотрудник колонии составляет постановление о нарушении формы одежды. На этом все. Ты можешь прийти на комиссию, сказать, что был нормально зашит, но никто не будет с тобой разговаривать. Единственное, что могут сделать, это устное предупреждение, но это тоже форма наказания. Любой сотрудник, который захочет испортить тебе биографию, напишет постановление под любым предлогом: не поздоровался, грубое обращение, выход в локальную зону без сопровождения. И ты теряешь возможность выйти по УДО. 

Хорошо, если в камере нет видеокамеры. Например, можешь в течение дня снять куртку, чтобы ополоснуться, а это нарушение — проводил банные мероприятия в неустановленное время. 

Правила внутреннего распорядка устроены таким образом, что их невозможно не нарушить. Например, прописано здороваться. Заходит ко мне сотрудник пять раз, надо с ним пять раз поздороваться, не поздороваешься на пятый раз, он имеет полное право написать постановление.

 

Что такое ПКТ и ЕПКТ?

 

  • ПКТ — камера на четырех человек, запираемое помещение, в котором заключенных содержат до полугода, называют еще БУРом, ЕПКТ — одиночная камера, до года
  • работа в специальных рабочих камерах
  • полтора часа прогулки, но может быть и до трех часов по постановлению начальника колонии, если заключенный не нарушает установленный порядок
  • телефонный звонок разрешен «лишь при наличии исключительных личных обстоятельств»
  • одно краткосрочное свидание раз в полгода
  • есть можно только в самой камере либо на рабочем месте
  • запрещено брать с собой личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков, религиозной литературы (не более одного экземпляра) и предметов личной гигиены
  • запрещено разговаривать, «перестукиваться и переписываться» с другими заключенными
  • можно попасть в ШИЗО, при этом срок содержания там не засчитывается

 

 

За что можно попасть в ПКТ и ЕПКТ?

 

  • статус злостного нарушителя — неоднократные нарушения и дисциплинарные взыскания
  • драки, демонстративные нарушения
  • запрещенные предметы: зажигалка, телефон, алкоголь, наркотические вещества, игральные и топографические карты, порно и так далее
  • конфликт  с администрацией

 

 

В жилой зоне я провел максимум год, десять месяцев в ПКТ, полтора года СУСа, а в ШИЗО даже не могу сказать точно. Заключенный может провести больше половины срока в ШИЗО, ПКТ, СУСе. Бывает, что люди приезжают по этапу и сразу попадают в камерную систему.

В нашей так называемой пыточной колонии (ИК-1 Ярославля «прославилась» после публикации видео с пытками заключенного Евгения Макарова. — «МБХ медиа») в течение 25 лет в ШИЗО осужденных кормили три раза в день: давали три куска хлеба и три кружки кипятка. Выдавали посуду, из которой едят обиженные: порядочные мужики из нежелания стать обиженными отказывались есть из такой посуды, администрация колонии таким образом оказывала давление на осужденных. Я знаю, что дольше всех без выхода в нашем голодном штрафном изоляторе человек отсидел 180 суток. Спецназ вынес его на руках на санчасть, потому что он не мог ходить, там его продержали десять дней, потом он опять поехал в ШИЗО. По закону, тебе не могут дать больше 15 суток ШИЗО, но могут добавить за новые нарушения 15 суток, еще 15 суток и еще, и так до бесконечности. Я максимально просидел в ШИЗО 93 дня без выхода.

Осужденные обычно не опротестовывают решения, не хотят заморачиваться, поэтому сотрудники ФСИН лепят что хотят. А когда начинаешь опротестовывать, они начинают готовить документы более качественно. Два-три постановления отбиваешь, а потом уже начинают видеорегистратором регистрировать нарушения, чтобы отправить в суд диск. 

Суд очень редко встает на нашу сторону.

Человек — это самое опасное животное, самая тварь такая на планете, которая приспосабливается и выживает в любых условиях. Даже, пусти в ШИЗО радиацию, мы бы все равно выжили. Музыку через месяц уже не слышишь, не замечаешь, к голоду привыкаешь, к холоду привыкаешь. Книжки читайте побольше, все нормально будет. Если ты сдашься, тебя размажет система. Не сдашься — закалишься, система будет нападать все больше и больше, но ты останешься человеком. 

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Эдуард Михайлов, заключенный чувашской ИК-6, отсидел 20 лет за заказное убийство

Я сидел везде. В ШИЗО за мелкие нарушения, например, за отказ от уборки помещений, нарушение формы одежды. В ПКТ за конфликты с администрацией или автоматически, если был в ШИЗО несколько раз. Два срока в ПКТ приводят в СУС. У меня два ПКТ было за срок, меня переводили в СУС. Сейчас уже и одного срока достаточно.

Меня били, но, как правило, за дело. Я же тоже не ангел. Например, нужно идти на прогулку с руками за спиной, я этого принципиально не делал, ко мне применяли силу, могли дубинкой ударить, у них инструкции такие.

Бывало, что осенью отопление включали довольно поздно, потому что администрация экономила. Но в сезон отопление проверяют комиссии с термометрами. Бывало холодно, но мы и не на курорте. 

Я думаю, сложнее всего мне было в СУС, потому что скучно, большая масса народа закрыта в одном помещении, нет возможности уединиться. Одно дело камера ШИЗО, ПКТ, там немного народу, с ними легче общаться, а когда 50 человек в секции, и она закрыта, как камера, прогулка час… 

 

Что такое СУС?

 

  • изолированный от других заключенных отряд на 30-50 человек
  • работа в отдельных от остальных заключенных помещениях
  • телефонный звонок разрешен «лишь при наличии исключительных личных обстоятельств»
  • время для прогулок, количество посылок, передач и свиданий зависит от режима исправительной колонии
  • в колонии общего режима СУС — строгий режим внутри общего

 

 

За что можно попасть в СУС?

 

  • статус злостного нарушителя — неоднократные нарушения и дисциплинарные взыскания
  • драки, демонстративные нарушения
  • запрещенные предметы: зажигалка, телефон, алкоголь, наркотические вещества, игральные и топографические карты, порно и так далее
  • конфликт  с администрацией

 

 

СУСы появились в конце 90-х. Раньше человек в ПКТ посидел, через шесть месяцев выходил в зону, а сейчас его еще дальше изолируют. У него нет возможности даже изменить свою жизнь, потому что его оставляют в среде себе подобных нарушителей. Это непонятное наказание. Дали тебе ШИЗО, ты отсидел, еще нарушаешь, тебе выписали ПКТ, потом из ПКТ ты выходишь не на нижний уровень, а на более строгие условия. Зачем тебя изолировать, если ты уже отсидел? 

ШИЗО, ПКТ, СУС — это тюрьма внутри тюрьмы. Страшно, что российские власти считают, что для перевода не нужен суд и что это несущественно. Контролировать то, что происходит в этих помещениях, законными методами невозможно. Ни юриста, ни адвоката, который мог бы защищать твои интересы, опровергать факты. Начальник колонии выполняет роль судьи первой и последней инстанции. 15 суток ШИЗО, 6 месяцев ПКТ, год СУСа не считаются наказанием. 

Я тысячи раз был на дисциплинарных комиссиях. Представляете, сидит 20-30 офицеров, юристов, ты говоришь, что они неправы, а тебе начальник говорит: «Послушай, я не могу не верить своим сотрудникам, если сейчас вынесу решение в твою пользу, они перестанут писать, они во мне разочаруются, я верю своим подчиненным, поэтому ты будешь наказан». 

Честно сказать, в советское время было намного тяжелее, кормили через день, было холодно, сильно били, был беспредел. Питание, вещевое довольствие стало лучше, туберкулез уменьшается, я считаю, это связано с одеждой и питанием, сейчас выдают зимние вещи и термобелье, а раньше была тоненькая телогреечка, нижнее белье, как простынь, кирзовые сапоги и ничего теплого не разрешали. Сейчас все нормально: микроволновые печи, чайники, голода нет, масло дают, яйца. Общество развивается и требует, чтобы ГУЛАГ менялся, в первую очередь благодаря работе правозащитников. Государство не способно само улучшать быт заключенных в нашей стране, только при поддержке общественников.

Я 32 года провел в системе. 20 в российской и 12 в советской. Мне дали срок за то, что я сделал. Я не могу похвастаться тем, что я политзаключенный, я был негодяем, много совершил плохого и страдал за это, поэтому стараюсь объективно смотреть на себя и свою жизнь.

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
«Абсолютное послушание за счет полного исключения личности заключенного»

Фонды «Общественный вердикт» и «Русь сидящая» разрабатывают проект по обжалованию внесудебных переводов в запираемые помещения. Руководитель исследовательских программ «Общественного вердикта» Асмик Новикова рассказала «МБХ медиа», что из 56 постановлений российских судов из разных регионов, которые исследовал фонд, только два решения были в пользу заключенных — суды просто не понимают, в чем проблема с наказаниями заключенных в тюрьме. При этом практики получения компенсаций за незаконные переводы нет.

«Естественно, в местах лишения свободы должна быть система санкций, потому что девиации и нарушения никуда не деваются. Но вся система управления в колонии построена на том, чтобы добиться абсолютного послушания за счет полного исключения личности заключенного, — говорит Асмик. — Мы работаем над тем, чтобы эта процедура хотя бы соответствовала стандартам справедливого разбирательства, над повышением стандарта доказывания нарушений, строим юридическую аргументацию о том, что само нарушение не таково, чтобы изолировать человека, если оно не связано с насилием и угрозами. Нельзя за оторванную пуговицу сажать человека по сути в карцер». 

Юрист «Руси сидящей» Денис Тимохин рассказал «МБХ медиа», что работа проекта направлена на разовые меры, но нужна реформа ФСИН. «Нужно ломать систему, чтобы дисциплинарные наказания были только через суд. Для этого нужна политическая воля, но пока можно только опротестовывать каждое взыскание индивидуально, чем мы и занимаемся, но массово это сделать невозможно», — говорит Тимохин. А Новикова объясняет, что после видео из ярославской колонии о необходимости реформы заговорили все, включая политическую элиту, но реального готового алгоритма и понимания, как изменить систему, — нет.

ФСИН России не предоставил «МБХ медиа» официальный комментарий об условиях содержания в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и СУСе.

 

 

Редактировал Семен Кваша

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Теги: карцер