in

Включайте разум: есть ли будущее у искусственного интеллекта в России

Полицейский перед компьютером
Полицейский перед компьютером. Фото: Александр Алпаткин / ТАСС

Министерство внутренних дел планирует использовать искусственный интеллект (ИИ) при раскрытии особо опасных преступлений, в частности для поиска серийных преступников. Рассказываем, зачем МВД нужны ИИ и нейросети, где еще в России применяются эти технологии и что может помешать их развитию. 

Что такое искусственный интеллект

В октябре прошлого года президент Владимир Путин утвердил национальную стратегию развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2030 года. Согласно документу, под ИИ в России подразумеваются технологические решения, «позволяющие имитировать когнитивные (умственные) функции человека и получать результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека». В широком понимании искусственный интеллект — это набор методов и моделей для изучения данных и получения определенных выводов. Например, ИИ может сортировать большое количество фотографий по категориям, группировать тексты по тематике или предсказывать курс валют.

Зачем МВД эта технология

Сейчас ведомство уже использует ИИ для поиска преступников с помощью системы распознавания лиц (например, в метро), идентификации человека по фотографии, а также для фиксации нарушений правил дорожного движения, сообщает РБК. В ближайшее время МВД намерено внедрить нейросети для поиска серийных преступников и составления «фоторобота» по ДНК. На это потратят 55 миллиардов рублей, как пишет «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. 

В течение двух лет министерство планирует провести научно-исследовательские работы по внедрению ИИ для определения внешности преступника, а к 2024 году – ввести систему в эксплуатацию. Ожидается, что использование нейросетей повысит эффективность выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также поможет полицейским в составлении психофизического портрета преступника и установлении личности неопознанных жертв. В будущем систему смогут использовать Следственный комитет, ФСБ, ФСИН и другие ведомства. 

Среди сложностей при реализации проекта в МВД отмечают отсутствие целевого финансирования на опытно-конструкторские работы и национальной базы генетической информации. Этим летом Владимир Путин как раз поручил правительству создать ее при участии национального исследовательского центра «Курчатовский институт». С 2021 года средства на работу над этим проектом будут поступать из федерального бюджета. 

Заместитель руководителя Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин считает, что реализация подобного проекта, учитывая количество, территориальное и структурное распределение подразделений МВД, равно как и специфику данных, может оказаться гораздо более сложной задачей, чем кажется. У подобной системы должен быть крайне низкий процент ошибок, иначе, «сотрудникам полиции придется постоянно бегать и реагировать на “алерты», а граждане будет очень недовольны, если «Большой Брат» разглядел в них «маньяка». 

Центре фотовидеофиксации ГИБДД. Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

По данным Group-IB, в США, Великобритании, Германии уже несколько лет используются компьютерные алгоритмы, которые помогают предотвращать преступления. С их помощью степень «опасности» человека можно определить не только по информации, хранящейся о нем в открытом доступе, но и с помощью программ, работающих на основе нейронной сети. 

Между тем, «Коммерсант» обратил внимание на экспертную записку Счетной палаты, из которой следует, что силовые министерства и ведомства уже тратят на информационные технологии значительные суммы. Расходы Росгвардии и МВД за 2019 года на эти цели выросли в 1,5 раза — до 4,5 и 10 миллиардов рублей соответственно. Эксперты СП интересуются: «На что расходовало свои почти 10 млрд рублей силовое ведомство, кроме нашумевших миллиардных закупок ПК?».  

Где еще используется искусственный интеллект

В прошлом году Центр компетенций Национальной технологической инициативы на базе МФТИ представил альманах о развитии ИИ в России и мире, в котором назвал отечественные компании-лидеры в этой сфере. Верхние позиции заняли «Яндекс», Сбербанк и холдинг Mail.ru Group. Также в десятку вошли Cognitive Technologies (разработчик ПО для беспилотных автомобилей), «Айкумен» (занимается аналитикой больших данных и выявлением трендов), «Лаборатория Касперского», ABBYY (разработчик технологий для распознавания текста) и ЦРТ (разработчик решений в области распознавания речи). Эти гиганты в 2015-2019 годах чаще всего упоминалась в СМИ в контексте искусственного интеллекта. 

Похвастаться успехами может и российская компания NTechLab, которая занимается разработками в сфере нейронных сетей с 2015 года. Ее основной продукт — система FindFace для распознавания лиц. Она идентифицирует лицо на видео или фото, строит биометрический шаблон и сравнивает его с другими шаблонами в базе данных. Ранее система использовалась для поиска людей по фото во «ВКонтакте», а в начале 2020 года технологию за 3,2 миллиона долларов приобрела московская мэрия. Этот факт обеспокоил многих горожан, в первую очередь из-за возможной тотальной слежки и нарушения неприкосновенности частной жизни в связи с непрерывным поиском лиц в видеопотоке в режиме реального времени. 

Среди других ведущих российских разработок в области искусственного интеллекта — система Intelligence Retail, созданная «Азбукой вкуса», которая распознает товары и контролирует их наличие и корректность выкладки в магазинах, российское ПО «Робот Вера», которое подбирает кандидатов на вакансии, интеллектуальный ассистент для умного дома Cubic Robotics от компании Cubic.ai и другие. 

Анастасия Ракова
Анастасия Ракова. Фото: Павел Бедняков / ТАСС

Кроме того, ИИ в России применяют в сферах госуправления, клиентского обслуживания, а также в медицине. В частности, в Москве, по словам вице-мэра Анастасии Раковой, почти 300 медорганизаций используют эту технологию. По данным АНО «Цифровая экономика», здравоохранение, финансовые услуги, промышленность и транспорт — приоритетные направления в России для внедрения ИИ с точки зрения ощутимого экономического эффекта.

Хватит ли средств? 

В президентском указе о развитии искусственного интеллекта сказано, что стране нужно войти в группу мировых лидеров в области развития и внедрения технологий ИИ и стать технологически независимой и конкурентоспособной в этой области. «Кто бы ни стал лидером в этой области – он будет править миром»,  — заявлял Владимир Путин на форуме «Проектория» в 2017 году. Тогда же Китай в национальной стратегии развития искусственного интеллекта указал, что претендует на ведущую роль в этой сфере. В 2018 году это же сделал Евросоюз, а за ним, через год, и США. 

В «дорожной карте» Минкомсвязи по развитию искусственного интеллекта и нейротехнологий говорится, что России до 2024 года понадобится почти 392 миллиарда рублей (около 5,1 миллиарда долларов), из них 334,9 миллиарда власти рассчитывают привлечь из внебюджетных источников. 

При этом, согласно исследованию международной сети консалтинговых компаний Deloitte, только в 2017 году в США венчурные капиталисты профинансировали проекты в области ИИ на 5 миллиардов долларов, а в 2018 — более чем на 8 миллиардов. В свою очередь Китай, который обогнал Штаты, получив 48 процентов мирового венчурного финансирования на стартапы, связанные с искусственным интеллектом, намерен создать фонд ИИ в размере 16 миллиардов долларов, а также технологический парк ИИ — на него будет потрачено 2,1 миллиарда. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.