Россию снова обвинили во вмешательстве в выборы в США. Повторяется ситуация 2016 года, которая обернулась масштабным двухлетним расследованием с неутешительным для россиян итогом: точечными санкциями, которые действуют до сих пор, и последующим падением рубля.
Рассказываем, в чем на этот раз уличили Россию, отразится ли это на гражданах нашей страны и как сейчас Штаты защищаются от вмешательств в выборы, вооружившись опытом прошлых лет.
Новые старые обвинения
Глава Национальной разведки США Джон Рэтклифф на пресс-конференции заявил, что Россия и Иран пытались вмешаться в выборы США, которые состоятся 3 ноября. Со стороны Ирана распространялись видео в интернете о мошенническом голосовании, в котором говорилось о якобы фальшивых бюллетенях. Россия же, по утверждению властей, смогла получить некоторые данные избирателей. Глава разведки предположил, что таким образом в США хотят «вызвать путаницу и посеять хаос». «Мы готовы к возможности действий со стороны этих [государств], враждебных демократии», — заявил Рэтклифф.
Кроме того, на этой неделе избиратели-демократы получили письма с угрозами. Американские власти считают ответственным за рассылку Иран. По официальной версии, письма были разосланы, чтобы навредить имиджу нынешнего президента США Дональда Трампа — в них говорилось, что авторы посланий связаны с движением американских националистов Proud Boys, которые поддерживают республиканца.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отверг все обвинения во вмешательстве в выборы и назвал их безосновательными. «Обвинения сыплются каждый день, они все абсолютно безосновательны, они ни на чем не основываются, скорее это дань внутриполитическим процессам, связанным с приближающимися выборами», — заявил он.
В Иране тоже заявили о своей непричастности. Пресс-секретарь делегации Ирана в ООН Ализера Мирюсефи считает, что сообщения американских властей о вмешательстве Ирана в выборы «абсурдны» и нацелены на внутреннюю аудиторию США. По его словам, Штаты якобы сами регулярно вмешиваются в выборы в других странах, а у Тегерана нет никаких предпочтений по поводу исхода голосования.
Это не первое сообщение о вмешательстве России в выборы в этом году. Ранее, в феврале, американская разведка заявила на брифинге, что Россия пытается повлиять на выборы-2020, чтобы переизбрать Трампа. Уже через неделю, в том же месяце появились новые данные — якобы Кремль проводит кампанию в пользу кандидата Берни Сандерса. «Мне все равно, кого Путин видит президентом. Но мое послание таково: держитесь подальше от американских выборов, и как президент я позабочусь об этом», — заявил Сандерс.
В августе директор Национального центра контрразведки США Уильям Эванина сообщил, что в выборы президента США пытаются вмешаться Россия, Иран и Китай. По его данным, Россия якобы пытается усилить предвыборную кампанию Трампа, а Иран и Китай, напротив, хотят не допустить его избрания.
Вмешательство России в прошлые президентские выборы США два года расследовал специальный советник Роберт Мюллер. В итоговом отчете он сформулировал, что Россия влияла на выборы в США «масштабно и систематически». В 2019 году, выступая в Конгрессе, Мюллер также отметил, что «многие другие страны» разработали кампании по дезинформации, по принципу российских технологий.
Политолог и политтехнолог Сергей Маркелов рассказал «МБХ медиа», что, по его мнению, последние сообщения о вмешательстве России в выборы имеют не «качественный» эффект, а «накопительный». «Нельзя сказать, что эти обвинения были качественными или появились новые нюансы. Никто не рассказал, что раньше вмешивались так-то, а теперь по-другому. А теперь, как мы, политтехнологи, называем — сигнал “запылился”. То есть от него уже устали», — указывает Маркелов. Политолог считает, что цель этих заявлений — держать тему в повестке.
Первые санкции против России в связи с ее вмешательством ввели почти сразу — в декабре 2016 года. Санкции ввели против ФСБ и ГУ Генштаба, против четырех его офицеров лично и трех компаний, которые якобы обеспечивали интернет-активизм Главного управления. В течение 72 часов из США были высланы 35 российских дипломатов, а российскому посольству запретили пользоваться двумя загородными жилыми комплексами. Кроме того, личные санкции были введены против двух российских хакеров — Алексея Белана и Евгения Богачева. Рубль сильно упал из-за этих событий только в марте 2017 года — к первым публичным слушаниям факта вмешательства в Конгрессе.
По мнению Маркелова, событий, подобных тем, что произошли в 2016 году, уже не будет, потому что все возможные санкции уже действуют. «Все, что можно было использовать, — использовано. Понятно, что можно расширять санкции и трактовки, но принципиально ничего нового не появится», — отмечает политолог.
Как США защищаются от вмешательства
По официальной версии властей США, на итоги выборов пытаются повлиять двумя основными путями — с помощью хакерских атак и формирования общественного мнения в социальных сетях.
В этом году Microsoft разработала программное обеспечение с открытым исходным кодом под названием ElectionGuard, которое призвано «защитить» выборы. Летом 2016 года российские хакеры атаковали компьютеры Демократической партии США. Основываясь на этих и других атаках, целью которых были политические организации, Microsoft, по утверждению компании, смогла защититься от подобных атак в 2020 году.
Утверждалось, что российские интернет-тролли в предвыборный период распространили в социальных сетях Reddit, Facebook и Twitter фейк-ньюс в том числе о «Пиццагейте» — теории заговора, согласно которой влиятельные сторонники кандидата Хиллари Клинтон были связаны с тайной организацией педофилов. Также распространялись ложные данные о болезни мозга Клинтон и ее ментальных проблемах.
В 2019 году в США ввели санкции против семи россиян, связанных с «Агентством интернет-исследований» — «фабрикой троллей». Сам Евгений Пригожин — «повар Путина» — с которым «фабрику» напрямую связывают, был внесен в санкционные списки США еще в декабре 2016 года — из-за обвинений его структур во вмешательстве в выборы. Санкции также были наложены на «Федеральное агентство новостей».
Сергей Маркелов считает, что формирование общественного мнения через социальные сети — весьма действенная политтехнология. «Я абсолютно уверен, что российские профессионалы этими штуками владеют очень хорошо. Всего у нас есть три страны, которые грамотно работают с социальными сетями с точки зрения влияния на общественное мнение и цифровых уловок. — Россия, Китай и США. Больше никто это не умеет так делать», — указывает политолог.
В августе 2019 года Facebook и Twitter запретили рекламу с дезинформацией, которая, по мнению модераторов соцсетей, была предназначена для снижения явки избирателей на выборах. В том же году Марк Цукерберг объявил, что его сотрудники обнаружили новую активность от фейковых аккаунтов, созданных в России. Они выдавали себя за американцев — представителей разных политических сил и работали над тем, чтобы подорвать кампанию Джо Байдена.
Руководство Twitter в преддверии выборов запретило всем пользователям, независимо от статуса и причастности к событиям, провозглашать победу того или иного кандидата, пока об этом не будет объявлено официально. На неподтвержденные сообщения будут ставить специальные метки.
Если твит оценят как попытку вмешательства, его удалят. Кроме того, Twitter временно заморозит возможность «лайкать», «ретвитить» и отвечать на публикации политиков и пользователей с менее чем 100 тысячами подписчиков.