in

Чермет, еда и колеса: что Россия покупает у Украины

Фото: Константин Сазончик / ТАСС

Российский Минтранс недавно выступил с предложением запретить импорт железнодорожных колес украинского производства. Несмотря на подобные инициативы, взаимные обвинения и санкции, Россия и Украина продолжают оставаться друг для друга важными торговыми партнерами, хотя постепенно утрачивают эту роль. О том, какие товары Россия закупает у своего западного соседа и почему не стоит ждать улучшения ситуации с торговлей — в материале «МБХ медиа».

С момента начала войны на востоке Украины прошло уже больше шести лет, власти двух стран неоднократно обвиняли друг друга в агрессии и вводили санкции. При этом в последнее время серьезным фактором подрыва торговли между двумя странами стали не только плохие отношения и ограничительные меры, но и последствия пандемии. По данным украинской госслужбы статистики, в первом полугодии 2020 года Украина сократила экспорт товаров в Россию на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а импорт — на 42,6%. Ведомство оценило украинский экспорт в Россию в 1,3 миллиарда долларов, а импорт — в 2,2 миллиарда долларов. По итогам 2019 года тоже было зафиксировано падение товарооборота, но не столь серьезное: экспорт с Украины в Россию снизился на 13,3%, а импорт из России — на 15,3%. При этом именно в прошлом году Россия потеряла статус главного торгового партнера Украины, уступив эту роль Китаю.

Наибольшую долю в структуре украинского экспорта в Россию занимают три наименования: черные металлы, продукты неорганической химии, включая соединения драгоценных и редкоземельных металлов, а также продукция машиностроения.

В последнюю категорию попадают и железнодорожные колеса, импорт которых теперь намерен запретить российский Минтранс. Как сообщал РБК, эта мера ударит прежде всего по крупнейшему украинскому производителю железнодорожных колес — компании «Интерпайп», которая в прошлом году поставила на российский рынок 223 тысячи колес.

Вопреки всем проблемам в двусторонних отношениях, по некоторым категориям Украине удалось нарастить экспорт в Россию: речь идет о животноводческой продукции, чае и кофе, растительных и животных жирах, табаке, удобрениях, шелке, а также каменных и гипсовых изделиях.

В СМИ периодически появляются публикации, свидетельствующие о том, что Украина продолжает продавать России и военную продукцию, хотя на это действует прямой запрет. В феврале 2020 года украинское издание «Обозреватель» сообщило об отправке двух турбореактивных двигателей, предназначенных для самолетов-амфибий Бе-200ЧС морской авиации ВМФ России. Стоимость каждого — около 2,5 миллионов долларов. Ранее предполагалось, что им будет найдена замена в виде российско-французских двигателей SaM146, но от этой идеи решено было отказаться из-за использования в них комплектующих из стран-членов НАТО.

Уже совсем скоро может возникнуть еще одно препятствие, затрудняющее торговлю России и Украины. Речь идет о ликвидации торгпредств: с такой инициативой в сентябре выступил российский Минпромторг. После этого первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров заявил, что Москва в результате ничего не потеряет, поскольку торгпредство на Украине де-факто уже давно не работает. 27 сентября российско-украинское соглашение о взаимном учреждении торгпредств перестало действовать.

Эксперты с оценкой Джабарова согласны лишь частично: «Торгпредства — это наследие Советского Союза», — пояснил «МБХ медиа» профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. «Тогда была монополия государства на торговлю и роль торгпредств в этом смысле была гораздо важнее. Сегодня торговля — это результат взаимодействия двух хозяйствующих субъектов в Украине и в России. Поэтому с системной точки зрения роль торгпредств снизилась — после того, как распался Советский Союз и экономики обеих стран стали рыночными. Но вместе с тем компании по-прежнему могут обратиться туда за оперативной поддержкой, помощью и решением каких-то текущих вопросов. Хотя прежней роли торгпредства не играют. Печально, но это не настолько решающий фактор с учетом того, что снижение торговли уже произошло», — считает эксперт. «Бизнес находит какие-то взаимовыгодные точки контактов, хотя они, конечно, резко снизились», — признает президент «Опоры России» Александр Калинин. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.