in

«Врачей надо беречь»: почему медикам в России не хватает средств защиты и как это пытаются исправить простые люди

Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Количество заболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в России растет, а медики в условиях пандемии работают сутками. В сети начали мелькать сообщения о том, что средств индивидуальной защиты врачам не хватает, хотя местные минздравы докладывают «наверх» об обратном. Врачам выдают костюмы, которые мало или вовсе не защищают от вируса, и требуют, чтобы они в свободное время сами шили себе маски.

Москвичка Людмила Голубкова, узнав об этом, инициировала сбор денег и закупку наборов необходимых СИЗов (средств индивидуальной защиты) для больниц. Она также организовала проект психологической помощи врачам и переводы зарубежных исследований о новой коронавирусной инфекции. Вся эта благотворительная кампания проходит под хэштегом #Врачейнадоберечь. Людмила рассказала «МБХ медиа», как из ее поста в фейсбуке выросла небольшая волонтерская благотворительная организация, а медики, в свою очередь, о том, в каких условиях им реально приходится работать.

«Во всем мире сейчас лежат под ИВЛ врачи, заразившиеся именно в первые дни эпидемии, когда отделение уже открыли, а средств защиты предоставить не успели», — говорит Людмила Голубкова.

При этом каждый заболевший врач  — это катастрофа. Больные доктора будут заражать пациентов, а потом нас всех просто некому будет лечить.

Атомная война на рынке средств защиты

«На прошлой неделе я села на карантин, решила самоизолироваться, хотя показаний не было, и оказалось, что у меня уйма свободного от дороги и спорта времени. Увидела пару сообщений об отсутствии у медиков средств защиты, спросила у врачей, получила однозначные и, честно говоря, панические, ответы и решила помочь», — рассказывает Людмила, айтишница по профессии.

Узнав о дефиците средств защиты в больницах, девушка написала пост в фейсбуке и инициировала сбор денег и закупку СИЗов для больниц в Москве и регионах.

«То, что сейчас происходит на рынке средств защиты, можно назвать атомной войной. Крупные поставщики подняли цены в 3-8 раз, и даже несмотря на это, стандартный их ответ «у нас ничего нет и не предвидится». Обороты черного рынка СИЗ, я уверена, исчисляются миллиардами рублей», — рассказывает девушка. За баснословные деньги в многочисленных чатах процветает и торговля масками и респираторами.

 

Как надо беречь врачей

Людмила Голубкова проконсультировалась с медиками и узнала, что должно быть в отделении, где врачи контактируют с потенциальными зараженными:

  • Защитный костюм;
  • Респираторы степени защиты FFP2 и FFP3, (последний используется для инвазивной диагностики);
  • Защитные очки;
  • Защитные щитки (для лица).
Комплект спецодежды, который необходим для контакта с потенциальными зараженными. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Как дела обстоят на самом деле

По оценкам Голубковой и ее команды, проблема со средствами индивидуальной защиты в той или иной степени есть по всей стране, кроме некоторых больниц в Москве и Петербурге. «Особенный дефицит в регионах. Но у меня были случаи, когда с запросом звонили московские врачи. Я только заикалась о том, что мы оказываем помощь и регионам, как они отвечали «им нужнее, мы найдем»», — рассказывает девушка.

Как правило, в регионах на вызовах пациентов с подозрением на коронавирус обследуют в одноразовых хирургических костюмах вместо одноразовых противоэпидемических (или противочумных, в подобном Владимир Путин посетил больницу в Коммунарке.  — «МБХ медиа»). Хирургические костюмы не защищают в нужной степени. Вместо респираторов используются трехслойные медицинские маски или марлевые повязки, сшитые руками врачей. Очки или щитки в большинстве случаев просто не выдают, хотя вирус может попасть в организм через слизистую глаза.

Владимир Путин в противочумном защитном костюме. Фото: Алексей Дружинин / AP

При этом далеко не все медики могут и готовы сообщать о дефиците в конкретных больницах, поэтому составить полную картину очень сложно. «Наши врачи зажаты со всех сторон регламентами, озлобленными по личным мотивам пациентами, обязанностями и смешной зарплатой. Мешает им страх увольнения и уголовное преследование за «разжигание паники»», — объясняет Людмила.

Но все же некоторые медики на условиях анонимности согласились рассказать «МБХ медиа» о том, какими средствами защиты их обеспечивают в больницах, где они работают.

«Конъюнктурные отчеты бюрократов» против реалий

По словам врача из Омска, работающего на скорой помощи, им не хватает даже обычных тканевых трехслойных масок: «Есть только лицевые в ограниченном количестве. Масок со степенью защиты FFP2, FFP3 нет вообще». Начальство дало им указание самостоятельно шить марлевые маски и менять их раз в три часа. В результате так и поступают, либо закупают респираторы с нужным классом защиты «на свои». Также не хватает больше всего щитков для защиты глаз и очков.

Медик рассказал, что в приемное отделение, куда могут привозить, в том числе, людей с подозрением на коронавирус, закупили хирургические костюмы, а противочумных нет вовсе. Но средства дезинфекции есть в изобилии.

«Знаю, что Минздрав Омской области докладывает в Минздрав России, что все есть. Но это все конъюнктурные отчеты бюрократов, привыкших врать, что на местах все хорошо. На конференции в Минздраве области, которую проводил Минздрав России, показывали слайд, свидетельствующий, что только пять регионов предоставило информацию о недостатке масок…», — рассказывает врач.

Примерно так же обстоит ситуация в Тольятти, Самарской области. Противочумных костюмов мало, в них выходят только к пациентам с подтвержденным диагнозом. Ко всем людям с подозрением на коронавирус врачи «скорой» приезжают в тех же одноразовых хирургических костюмах. Но и его выдают только в том случае, если диспетчер предварительно выяснил, что пациент прилетел из «опасной» страны. 

Образец одноразового хирургического костюма. Фото: Наиль Фаттахов / ТАСС

«Симптомы коронавируса те же,что и при ОРВИ. Поэтому люди, выезжая на банальную ОРВИ, не застрахованы от заражения», — рассказывает врач. На такие вызовы с ОРВИ бригада выезжает в обычной форме, в которой ездит весь день, без средств защиты, то есть даже без хирургического костюма. «Более того, обязательная сануборка автомобилей не производится вообще за все 24 часа», — добавляет он.

«Контроль расхода масок не хуже наркоконтроля. Выдают новую только взамен использованной. Срок использования — два часа, то есть на бригаду не более 12 масок на шесть часов», — сообщил медик, работающий в тольяттинской «скорой». В тольяттинской Городской больнице №5 медиков также обязали самостоятельно шить себе маски и даже выдали «схему кройки и шитья».

Врач, работающий в военном госпитале в Свердловской области (одна из первых в России по количеству заражений. — «МБХ медиа»), тоже сообщил о дефиците масок и полном отсутствии каких-либо защитных костюмов, кроме хирургических. «Маски строго ограничены, одну маску носим полдня. Дополнительной защиты для людей, работающих с верхними дыхательными путями, нет никакой», — написал он. 

Как покупают и передают СИЗы

«Я знаю, что дефицит средств защиты есть во многих странах. Тим Кук (CEO Apple) недавно написал в Твиттере, что пожертвует врачам миллионы респираторов. И я знаю, что наши директора и фаундеры тоже так умеют ;)», — пишет нам Людмила Голубкова.

В условиях «атомной войны на рынке» она все же смогла найти контакты поставщиков средств индивидуальной защиты. Поисками занимаются волонтеры, которые обзванивают поставщиков во всех регионах, уточняют наличие и ведут базу данных.

«Что касается налаживания работы, то тут еще непочатый край. Мы стартовали меньше недели назад, стараемся действовать системно, формировать эффективные процессы и собирать базу знаний. У нас уже есть врачи-консультанты — здесь особая благодарность Михаилу Черкашину из МИБС (Медицинский институт им. Березина Сергея в Санкт-Петербурге), который ежедневно терпеливо отвечал на десятки моих вопросов», — рассказала Людмила. 

Сейчас уже сформирован первый продукт — «старткит» для небольшого отделения, куда включили все необходимое для первых дней работы с пациентами с подозрением на COVID-19. В него вошли респираторы, защитные щитки и очки, костюмы «как в Коммунарке» для разных степеней контактов: с потенциальными и подтвержденными больными, инвазивные процедуры или нет.

Сейчас такие наборы уже направили в четыре региональные больницы, на очереди — еще десять. Стоимость одного такого «старткита» — 23,7 тыс. рублей. Всего пока что было собрано 130 тыс. рублей. Постепенно у Голубковой появляются договоренности о более крупных суммах, но любым новым спонсорам в благотворительной команде рады. «Ко мне сегодня пришел друг с вопросом, чем он может помочь мне прямо сейчас. Я ответила, что двумя миллионами рублей 🙂 Примерно на такую сумму мы уже готовы закупиться и отправлять средства защиты в нуждающиеся больницы», — пишет Людмила.

Девушка уже запустила параллельный волонтерский проект — психологическую помощь врачам, которые работают в условиях пандемии. «Провели гигантскую работу по сбору информации, в том числе, собрали список психологов, готовых консультировать врачей бесплатно. Медики ведь не функции в белых халатах, которые обязаны нас спасать и лечить. Они встревожены, работают в опасных условиях и выдерживают неимоверную эмоциональную нагрузку», — объясняет Голубкова.

Также сейчас команда при участии группы волонтеров-переводчиков собирает информацию по СИЗ и способам их дезинфекции.


Деньги на индивидуальные средства защиты собирают здесь:

5536 9138 3086 6303

Все финансовые отчеты есть у Людмилы Голубковой в фейсбуке.

Также Людмила ищет спонсора для покупки СИЗ по безналу.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.