Сюжеты

«Выбесили и достали?». Почти пять месяцев спецприемника получили суммарно участники Pussy Riot с начала года

В Москве 8 июля снова арестовали участников Pussy Riot Марию Алехину и Александра Софеева. Они только недавно освободились после предыдущих арестов, но снова были задержаны. На ночь их оставили в отделениях полиции, а уже сегодня назначили очередные сроки. С арестами в последнее время столкнулись и другие участники группы. По подсчетам «МБХ медиа», с начала года шестерым активистам Pussy Riot назначили в общей сложности 141 сутки в спецприемниках — почти пять месяцев. Хроника их преследования, к сожалению, продолжает обновляться.

Первые аресты участников Pussy Riot в этом году были связаны с акциями в поддержку Алексея Навального 23 января: тогда Люсе Штейн и Виктории Кузнецовой назначили по 10 суток ареста по статьям о незаконном проведении публичного мероприятия и неповиновении законному требованию полицейского. Тогда это был лишь единичный эпизод: давление на активистов серьезно выросло позже — в мае и июне.

Сначала 7 мая была задержана Вероника Никульшина: полиция приехала к ее дому из-за сообщения о якобы готовящемся срыве парада в День Победы. На девушку составили протокол о невыполнении требования сотрудника полиции и арестовали ее на пять суток. На следующий день в Туле перед концертом Саши Скула был задержан еще один участник Pussy Riot Александр Софеев. Два дня он провел в отделе полиции, после чего суд арестовал активиста на четверо суток по статье о мелком хулиганстве. В административном протоколе утверждалось, что Софеев «нарушал общественный порядок, приставал к прохожим, нецензурно выражался и вызывающе, агрессивно и неадекватно себя вел».

28 мая арестовал на 10 суток участника Pussy Riot Тима Бесцвета. Поводом стала акция с развешиванием радужных флагов на правительственных зданиях Москвы — ФСБ, администрации президента, Верховного суда, ОВД Басманный и министерства культуры. Активисты исполнили ее еще 7 октября прошлого года, в день рождения президента Владимира Путина, но Бесцвета арестовали только в конце мая, потому что заседания переносились восемь раз по разным причинам.

16 июня снова была задержана Вероника Никульшина, и опять по статье о неповиновении полицейским. В полицейском рапорте утверждалось, что активистка собиралась сорвать матч по футболу в рамках Евро-2020 в Санкт-Петербурге (в 2018 году четверо участников Pussy Riot, включая Никульшину, выбежали на поле во время финала чемпионата мира). По словам сотрудников полиции, когда ей предложили проехать в отделение, она якобы отреагировала агрессивно и отказывалась садиться в машину. 17 июня ее арестовали на 15 суток.

На следующий преследования активистов продолжились. 9 июля у подъезда своего дома была задержана режиссер Анна Кузьминых. Ей стало плохо, пришлось вызвать скорую помощь. На девушку составили административный протокол о неповиновении сотруднику полиции. В нем говорится, что она «подозрительно себя вела, ругалась нецензурно, вела себя агрессивно». Замоскворецкий суд арестовал ее на 10 суток. Кузьминых уже задерживали 22 июня вместе с Алехиной, Штейн и Софеевым, тогда ей вменили неповиновение сотруднику полиции и отправили в спецприемник на 15 суток. При этом она не является активисткой Pussy Riot.

Наконец, самая масштабная волна задержаний участников Pussy Riot прошла спустя несколько дней. Вечером 21 июня задержали Александра Софеева и его друга, фотографа Дмитрия Воронцова. 23 июня Басманный суд назначил им по 15 суток ареста по обвинению в мелком хулиганстве — участник Pussy Riot и его приятель якобы ругались матом. Люсю Штейн задержали 22 июня, когда она вышла из дома. В тот же день была задержана и Мария Алехина. Обеим участницам Pussy Riot (они проходят обвиняемыми по «санитарному делу») назначили по 15 суток ареста за неповиновение требованиям полицейских. 

2 июля в Подмосковье снова задержали Веронику Никульшину (она только накануне освободилась после ареста) и ее молодого человека, художника Романа Дурова. На них составили протоколы по статье по статье о неповиновении распоряжению сотрудника полиции. Никульшина опять получила 15 суток, Дуров — 14. 

7 июля Софеев и Алехина снова были задержаны. На активиста составили протокол о мелком хулиганстве, но Тверской суд отказался его рассматривать. Несмотря на это, отпускать Софеева полицейские отказались, протокол вернули в суд, и участнику Pussy Riot в итоге все-таки назначили 12 суток. В свою очередь, Алехину обвинили в неповиновении полицейским. В рапорте сказано, что сотрудники полиции задержали активистку за нецензурную брань вечером у ее дома, но на самом деле она была задержана сразу после выхода из спецприемника, где отбывала предыдущий арест. Вечером 8 июля Кунцевский суд Москвы снова арестовал Алехину на 15 суток. Таким образом, суммарно участникам Pussy Riot с начала года назначили уже 141 сутки ареста (не считая сроков их друзей и знакомых). С учетом арестов Анны Кузьминых, Романа Дурова, активистки «Другой России» Ольги Шалиной и фотографа Дмитрия Воронцова общая продолжительность назначенных сроков достигла 213 суток.  

Угроза нового ареста нависла и над Люсей Штейн, которая освободилась 7 июля. В разговоре с «МБХ медиа» она рассказала, что сейчас рядом с ее домом дежурит тот же самый микроавтобус (но со скрученными номерами), который увез Алехину от спецприемника. Активистка опасается, что при выходе из дома ее могут снова задержать и арестовать под выдуманным предлогом. 

Штейн призналась, что не понимает, почему полиция решила так основательно взяться за участников группы. «Может, сказали просто мочить Pussy Riot, потому что выбесили и достали — но уж не знаю, когда именно и как, потому что в последнее время больших акций не было», — рассказала Штейн. Среди других возможных причин прессинга она назвала близость парламентских выборов и желание заставить активистов покинуть страну.

«Наверное, я подожду пару дней, но, если они продолжат стоять [под окнами], то придется выйти. Потому что, во-первых, не сидеть же бесконечно дома, а во-вторых, если у них нет временных рамок и они собираются задерживать меня и через две недели, и через месяц, то лучше уж сейчас, чем потом, потому что мы будем сидеть одновременно в одном спецприемнике с остальными, а не с кем-то чужим», — заключила участница Pussy Riot. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться